Содержание |
| |
|
| Святитель Феофан Затворник |
|
1. | Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза |
|
2. | Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни |
|
3. | Пустота и односторонность светской жизни |
|
4. | Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как постоянные качества светской жизни |
|
5. | Три стороны человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, ее органы и потребности; нормальная и излишняя заботливость о теле |
|
6. | Вторая сторона человеческой жизни: жизнь душевная - и три главных ее отправления. Первое отправление: сторона мыслительная с ее видами. Знание и наука. Нормальные отправления рассудка и пустое блуждание мыслей |
|
7. | Желательная сторона душевной жизни. Ее отправления. Правильное и беспорядочное состояние желательной способности |
|
8. | Сторона чувства - сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце |
|
9. | Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий, совесть и жажда Бога. Достоинство человека |
|
10. | Всеобщность веры в бытие Божие как проявление духовной жизни |
|
11. | Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце) |
|
12. | Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояния в другое и преобладания той или другой стороны жизни. Преобладание душевности и плотяности как греховное состояние. Господство духовной жизни как норма истинной жизни человека |
|
13. | Истинное счастие человека - жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между ею и телом и средством общения душ между собою и с миром святых и ангелов. Светлое и темное состояние оболочки души |
|
14. | Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемненную душу видят бесы |
|
15. | Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве |
|
16. | Истинная цель жизни. Образ жизни соответственно цели |
|
17. | Вклады в небесную сокровищницу. Богоугодная жизнь. Мечтания прогрессисток о всеобщем благе человечества и их лживость |
|
18. | Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Господство духа как естественная гармония всех потребностей, могущая дать мир и покой. Отсутствие этого покоя в человечестве. Всеобщая суета и крушение духа. Зародыш этого смятения получается вместе с рождением |
|
19. | Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежденного грехом состояния человека |
|
20. | Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение с Богом служило источником господства духа над душою и телом. Чрез нарушение заповеди человек отделился от Бога, и потерял господствование над душою и телом, и подчинился господству страстей. Изображение человека, по падении терзаемого страстями |
|
21. | Необходимость воссоединения с Богом для спасения. Сам человек не в силах сделать этого. Дух Божий совершает сие в нас ради искупления, принесенного Сыном Божиим |
|
22. | Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Свя-тыя Троицы в нашем спасении. Порядок возбуждения в спасаемом человеке добрых чувств от Духа Божия. Участие в сем деле самого человека. Ревность о спасении как первое условие к достижению его |
|
23. | Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной |
|
24. | Новогодние пожелания. Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовная |
|
25. | Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве крещения |
|
26. | Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати крещения. Пояснительные уподобления благодати закваске в тесте и огню в железе. Приходя в возраст, человек должен упрочить в себе благодать Божию свободным произволением. Опасность остановиться на полудороге. Полная горячая решимость служить Богу |
|
27. | Продолжение о ревности и решимости жить по благодати. Внутренняя центрособранность. Просветление оболочки души. Разные степени этого просветления |
|
28. | Объяснение свободной решимости жить по благодати притчами и примерами |
|
29. | Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться готовностию к трудам и борьбе, стремлением непременно достигнуть желаемого. Решившись, должно тотчас начинать дело и продолжать с терпением и постоянством |
|
30. | Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния словами Макария Великого. Способы возбуждать и усиливать решимость к доброй жизни |
|
31. | Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывание добрых мыслей. Как избегать блуждания мыслей при чтении и молитве. Непрестанное памятование о Боге и смерти. Самоукорение |
|
32. | Решившийся стать на путь доброй жизни должен поговеть. Наставление о достодолжном говении. Поведение говеющего в церкви |
|
33. | Продолжение о говении. Поведение говеющего дома |
|
34. | Продолжение о говении. Приготовление к исповеди. Поверка жизни |
|
35. | Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера, или духа, своей жизни |
|
36. | Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Полезное напоминание о блаженной Феодоре и хождении ее по мытарствам |
|
37. | Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление во всем поступать сообразно с волею Божиею. Мир и радость рабов Божиих. Предупреждение от неполной решимости жить по Богу. Ни теплый, ни холодный будет отвержен Богом |
|
38. | Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление обетов, данных за нас при крещении |
|
39. | Исправление жизни состоит в переустройстве не внешних порядков, а в духе, с готовностию бороться с препятствиями. Разные способы, какими враг старается отклонить становящихся на путь истинной жизни |
|
40. | Опасение охлаждения в будущем. Разные причины охлаждения к духовной жизни. Как вести себя при появляющихся охлаждениях |
|
41. | Последние советы пред исповедию и причащением |
|
42. | Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Таин. Вступившему на путь истинной жизни требуется непрестанное памятование о Боге |
|
43. | Вступивший после покаяния и причащения на путь истинной жизни должен установить внутри себя мир. Правила для отогнания внутреннего нестроения: непрестанная память о Боге, решимость во всем большом и малом поступать по совести и терпеливое ожидание успехов |
|
44. | Предосторожности вступившему на истинный путь. Взыграние жизни весною. Отчего многие постившиеся не исправляются совершенно |
|
45. | Главное занятие вступившего на истинный путь - молитва. Наставление о нерассеянной молитве |
|
46. | Общие правила для стоящего на пути истинной жизни |
|
47. | Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки |
|
48. | Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы |
|
49. | Житейские дела. Как относиться к делам житейским, чтобы они не отвлекали, а совмещались со служением Богу |
|
50. | Продолжение. Какими способами можно возбуждать в себе непрестанное памятование о Боге с любовию |
|
51. | Как обращать житейские дела и вещи на духовную пользу |
|
52. | Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу |
|
53. | Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны |
|
54. | О борьбе со страстями |
|
55. | Продолжение о борьбе со страстями |
|
56. | Должно изгонять и малейшие движения страстей... Позволительный гнев |
|
57. | Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними |
|
58. | Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры |
|
59. | Выдержка из преподобного Исихия о борьбе со страстями |
|
60. | Как поступать, если и при борьбе со страстями проторгаются в нас страстные мысли и желания. Очищение сердца |
|
61. | Блюдение слуха и зрения. Как уничтожать худые впечатления видимого и слышимого |
|
62. | После руководства к мысленной борьбе со страстями предлагается наставление о деятельной борьбе с ними. Наиудобнейший внешний вид жизни для борьбы со страстями. Заключение беседы о борьбе со страстями |
|
63. | Хлопоты по дому. Пение и музыка. |
|
64. | Одиночество. Как избегать скуки. Чтение и изучение наук |
|
65. | Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродетелей |
|
66. | Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам |
|
67. | Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимание к Богу |
|
68. | Молва и речи человеческие. Нужда в добром советнике. Постоянная опасность со стороны врага |
|
69. | Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными. Английский апостол из секты духоносцев. Его лживость |
|
70. | О чтении духовных и светских книг |
|
71. | Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память |
|
72. | Обет отречения от мира. Как вести себя по изречении обета до его исполнения |
|
73. | Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства |
|
74. | Наставление для рвущихся к монастырской жизни. Разные виды подвига безбрачной жизни. Терпеливое ожидание и домашнее подготовление к монастырской жизни |
|
75. | Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их |
|
76. | Искушения со стороны неверов. Опровержение их суемудрых рассуждений |
|
77. | Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырскому послушанию |
|
78. | Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение желающим уйти из дома родителей на свободу |
|
79. | Последние тревоги и беспокойства. Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством против врага, наводящего искушения |
|
80. | Успокоение после воздвигнутой врагом бури искушений. Сборы на родину. Последний совет |
|