10
«Никак не управлюсь с молитвой; все мысли разбегаются. Некто
посоветовал мне выучить молитвы на память, уверяя, что когда стану читать их на
память, то мысли меньше будут разбегаться. Я выучила и читаю на память, но
рассеяние не умаляется; и двух слов не скажешь, как мыслью далеко уйдешь от
молитвы; то и дело надо заставлять себя возвращаться назад. Уж как бы мне
хотелось научиться быть нерассеянной в молитве».
Нерассеянная молитва есть дар Божий, который дается усиленным
искателям. Так ищите и обрящете. Вы, кажется, знаете правило св. Макария
Великого, что если хочешь стяжать какую-либо добродетель, то нудь себя на нее,
или упражняйся претрудно в делании ее; и Господь, видя труд твой и то, с каким
усердием ты ищешь такой добродетели, даст тебе ее, привьет ее к сердцу твоему,
так что она будет у тебя будто естественное чувство и расположение. Тот же
закон и для стяжания нерассеянной молитвы. Употребляйте неленостно всякий
возможный для вас труд молитвенный, – и Господь даст вам наконец молитву
нерассеянную. Ходите в церковь, что лучше всего развивает дух молитвенный, дома
молитесь по молитвеннику или на память, читайте готовые молитвы или свои
собственные слагайте по состоянию вашего духа, и стоя, и сидя, и ходя, и
работая – все твердите какую либо молитву или стишок из псалмов; но все сие и
всегда с усердием, с желанием молитвы, со страхом Божиим и сокрушением
сердечным, без всякой поблажки рассеянию мыслей, – и притом непрерывно,
зарядите так, да уж и тяните не послабляя и не отступая, пока не придет
настоящая, из сердца исходящая молитва – дар Божий.
Заучивание молитв есть один
из приемов молитвенного труда. А вам подумалось, что коль скоро заучите молитвы
и станете читать их на память, молитва так и польется из сердца. Теперь видите,
что такое ожидание не оправдывается делом. Но не заучивание молитв и читание их
на память виноваты, а приемы, какие в том и другом деле употребляются, приемы,
зависящие от заучивающего и читающего на память.
Заучивать молитвы надобно
не столько памятью, сколько умом и сердцем. Надобно войти в дух молитвы,
исчерпать подаваемые ею мысли, усвоить их и прочувствовать так, чтобы, когда
станете читать заученную молитву на память, мысль и чувство шли вперед, а за
ними слова молитвы. Как видите, и здесь требуется напряженное внимание и некое
давление на сердце для вызова потребных чувств. И тогда такое молитвословие
будет сильным средством к воспитанию духа молитвенного. Заученная молитва есть
уже неким образом внутренняя. От нее скорее или ближе переход к молитве в
сердце и из сердца. Попробуйте, читая молитвы на память, направлять мысленное
их читание внутрь сердца, как бы в пустой некий сосуд. Если это удастся вам
устроить, то навык нерассеиваться в молитве пойдет у вас успешнее.
Но все же и это прием к
стяжанию настоящей молитвы, а не самая молитва, которая есть ума и сердца
возношение к Богу. Приступая к молитвословию, всегда надобно предварительно ум
и сердце настраивать к молитве, подвигши их на благоговейный страх Божий и
сердечное сокрушение. Св. Василий Великий советует всякую молитву начинать
воспоминанием великих благодеяний Божиих и благодарением за них; к сему
присоединять воспоминание о грехах, оскорблявших Благодетеля и сердечное о них
сокрушение, и затем уже возносить к Богу свои прошения о чувствуемых нуждах, по
внутренней или внешней жизни, имея в мысли все обращать во славу Божию. Мне
думается, что если так приготовляться к каждому молитвословию, то оно будет
проходить с меньшим отбеганием мыслей.
Но опять и это труд
молитвенный, а не самая молитва, – настоящая, что из сердца идет. Этой ищите, к
этой стремитесь, эту стяжать возревнуйте. Но помните, что без труда долгого,
непрерывного, нудного и болезненного ничего не получите. В Добротолюбии пишется
про одного старца, что он два года бился, ища сей молитвы; насилу загорелась. Но
как загорелась, так уж и стала гореть, не переставая. Тогда и разбеганию мыслей
конец настал. Идите и сами сим путем и дойдете.
|