31
Пишешь: «Лютейший враг
саможаление не отступает от меня, устрашая, что заболею, если буду строго к
себе относиться. От чего и плода никакого не вижу. Очень жалею о сем; но не
знаю, какие меры принять против этого врага моего. Прошу молитв».
Саможаление – враг. Не оно, а сам ты. Ведь сам себя жалеешь; кто
же виноват?! Сам себя жалеешь, сам себя и разжалей, и делу конец. А ты
прикидываешься, будто саможаление пришло откуда-то со стороны, и тебя насилует.
Совсем не со стороны пришло; оно твое собственное, доморощенное чадо, или ты
сам, прикидывающийся насилуемым и лукавящий пред тобой самим, – лукавством
злейшим и пагубнейшим из всех лукавств.
Грех, живущий в нас, – корень и источник всех грехов, – есть
самость или самолюбие. Первородные дщери его суть саможаление и самоугодие.
Чрез первое он всегда приводит ко второму и устрояет порядок и характер жизни,
противоположной богоугождению. Не подумай, что это образ жизни явно грешной.
Нет! Эта жизнь исправна, только вся ведется из-за самоугодия. Саможаление и
самоугодие допускают дела, относящиеся к богоугождению, но под непременным
условием, чтоб они не нарушали их покоя, или и их питали. Таким образом, иной и
благочестив и добродетелен, а между тем опутан самоугодием. Такие услышат на
суде: Не вем вас... Хорошо, что ты хоть видишь в себе саможаление и
готов восстать против него. А другие совсем этого не видят. К тебе и обращу
речь, чтоб воодушевить тебя на прогнание сего врага твоего.
Из твоих дальнейших слов я заключаю, что ты неважными считаешь
действия, допускаемые по саможалению и самоугодию. – Тут у тебя большая ошибка.
Действия такие, сами по себе, точно бывают не важны; но нельзя сказать,
чтоб неважно было присутствие в душе твоей саможаления и самоугодия. Ибо что
оно значит? Значит, с первого взгляда, что самоугодие у нас с тобой сильнее
богоугождения, хоть мы положили угождать Богу и думаем, что делаем так.
Положили мы то и то делать, созвав то нужным в деле устроения спасительной
жизни, и потому угодным Богу; и потом отказываемся от этого, не почему другому,
как потому, что жаль себя, жаль от сна отнять нечто, жаль пищи немного не добрать,
жаль потрудить себя, и подобное. Если б приходилось пожалеть только себя, и
больше ничего! А то бывает так, что, пожалев себя, оставляем дела, какие по
совести сочли нужными для себя в деле спасения. Следовательно, в этих действиях
мы переходим от богоугождения и содевания спасения к самоугодию, т.е. действуем
поперек того, как положили действовать. Как совесть знает о нашем решении, то
сейчас же и начинает укорять нас в неверности самим себе, измене себе.
Стыдно становится пред собой, и покой внутренний пропадает. Как
быть? Иной, сознав свою оплошность, тотчас восстановляет первое решение не
потворствовать себе, и полагает вперед никак не поддаваться внушениям
саможаления. А другой, по вялости воли, от того же саможаления заимствует
самооправдание и извиняет себя то случайным разнемоганим, то разными делами, то
надобностью послабить себе немного, чтоб не изнемочь. Он сам видит, как эти
опоры к извинению себя хрупки, однако ж не отказывается уговаривать совесть
свою не тревожиться и его не тревожить. – И вот лукавство пред самим собой,
злейшее всех лукавств, корень всех наших грехопадений. – Что же совесть? –
Совесть сначала постоит, а потом смежает уста свои. Ведь сам он хозяин. Что с
ним поделаешь? Покоя, однако ж, она не дает. Предстоит необходимость заглушить
ее голос. Чем? Отклонением внимания на внешнее, чтоб не быть у себя дома, – то
есть пойти погулять, или поговорить о ком, и подобное. И пошли развлечения за
развлечениями. Они принесут плод – равнодушие к делу спасения и потерю страха
Божия. Авось-небось! И стал человек жить как живется, спустя рукава. Так вот
видишь, как немаловажны действия поблажки самоугодию и саможалению? Почаще
смотри на эти последствия и черпай из такого смотрения воодушевление против сих
врагов.
Откуда берется у самоугодия
такая сила, что и по решимости содевать свое спасение оно успевает склонять на
дела свои? Я думаю, от того, что в первоначальном решении допущена неполнота.
Оно было неполно и не совсем решительно. При образовании его имелось в виду
спасение и получение Царства Небесного; а жертвы и труды требуемые для сего не
были взвешены, или даже и рассмотрены. Оттого как только потребовались они, мы
и храмлем. Думалось, что все легко пойдет; а оно не пошло легко, как и нейдет
ни у кого. Чаяли мы и Царствие получить, и покойно жить, в сласть себе, – что
не совместимо. У св. подвижников и говорится всюду, что кто хочет как должно
идти путем спасения, тот должен определить себя на смерть, не на какие-либо
лишения ничтожные, а на лишение даже самой жизни, – чтоб стоять в начатом до
положения живота. Кто так полно решается, в том саможаление подступа не имеет.
Почему если хочешь не поддаваться саможалению, возвратись к началу доброго
решения твоего, – дополни недостающее в нем. Если ты поддаешься саможалению, то
еще не отвергся себя. Если не отвергся себя, то еще и шагу не сделал по пути
вслед Христа Господа. Только мысли и речи у тебя были об этом; а дело еще не
последовало. Я разумею то, как сему делу надлежит быть внутри тебя.
Не подумай опять при сем:
авось-небось, как-нибудь проплетусь. Нисколько не проплетешься, а будешь
толочься на одном месте. Сам же говоришь, что успеха никакого в себе не видишь.
И не жди его, пока есть саможаление. Не случалось ли тебе видеть электрическую
машину? Если видел, то, конечно, знаешь, что электричество, посредством трения
возбуждаемое, собирается в медный цилиндр; и его может набраться так много, что
убьет, если неосторожно прикоснуться к цилиндру. Но если от цилиндра спустить
медную же цепочку до земли, то электричества нисколько не соберется, хоть до
поту верти колесо. Вот что есть эта цепочка, спущенная до земли, то есть
самоугодие и саможаление. Сколько ни трудись, они не дадут образоваться в душе
ничему духовному. Весь плод трудов они будут поедать и уничтожать.
То правда, что саможаление и
самоугодие не всякого ведут прямо к видимо худой жизни, но тем не менее всю
жизнь делают бесплодной. Кто страдает ими, тот ни тепл, ни хладен, ни то ни се.
А таким в Апокалипсисе угрожается совершенным отвержением, с отвращением от них
и мерзением ими (Откр. 3, 15–16).
Потому изволь призадуматься
над своим саможалением и поспеши сделать с ним расправу, какой оно справедливо
заслуживает. Ты просишь молиться об избавлении от него. Тут ничья молитва не
поможет. Самоотвержение, уничтожающее саможаление, есть исходный пункт, с
которого начинается и помощь Божия, и помощь взаимной братской молитвы. А
отвергнуться себя ты должен сам. За это действие затем и все дары Божии пойдут.
Если же ты не представишь иной жертвы, то не жди помощи, ни свыше, ни изокрест
тебя. Припомни пример, бывший в Египетской пустыне. Брат смущаем был движениями
плоти. Приходит он к старцам и просит молитв. Те стали молиться, как
обыкновенно делывали. Но прошло несколько времени, и брат опять приходит и
просит о том же. Старцы опять обещали и молились. Но помощи опять не было. Так
и в третий раз. Удивились старцы, ибо обычно помощь была посылаема по первой их
молитве. Почему стали молиться уже не о помощи брату, а о том, чтоб Господь
благословил открыть им, от чего неугодно Ему услышать молитву их. Господь
открыл им, что виноват сам брат тем, что не противится, а поблажает нечистым
движениям. – Тогда они позвали его и сказали ему, чтоб он сам в себе отсек
всякую себе поблажку, тогда и помощь будет от молитвы. Брат сделал так, – и с
Божией помощью за молитвы старцев освободился от страсти. – Вот и тебе мой
ответ. Отсеки самоугодие – тогда помощна будет и сторонняя молитва. А пока
будешь на его стороне, ниоткуда не жди помощи.
Больше я тебе ничего не
скажу. Сам видишь, зачем стоит дело. Сделай же это, и дело твое пойдет
благословенным Божиим порядком.
|