34
На мое указание: «Молись со
смирением», – ты отвечаешь вопросом: «Разве можно молиться без смирения?» На
это тебе скажу: знал я одного человека, который говаривал: «Ты, когда идешь на
молитву, проценты и пенсию идешь получать или просить милостыню?» Знал другого,
который остерегал: «Смотри, как бы в молитве-то не держать себя за панибрата с
Богом». И там и здесь нет смирения. И множество других есть проявлений
несмиренного и вообще неисправного моления. Если ты, как говоришь, всегда со
страхом и трепетом, с сердцем сокрушенным и смиренным стоишь на молитве, то и
слава Богу! Великая к тебе милость Божия! Ибо такую настоящую молитву Бог дает.
Благодари Его и проси не отнимать у тебя такого настроения в молитве.
Правило твое молитвенное, – что когда здоров и ничто не мешает,
ходишь в церковь, а когда не бываешь в церкви, дома молитвословишь, как
положено, или поклонами отбываешь уставный чин молитвы, – хорошо. В церкви
всегда лучше молиться: там воздух молитвенный. И ты хорошо делаешь, что спешишь
туда. Но уж когда нельзя, – делать нечего, дома молись. Дома можно молиться
всячески, как рассудишь, – полная свобода, только б было ума и сердца
возношение к Богу с славословием, благодарением и прошением. Но ты хорошо
делаешь, что молитвословишь больше по молитвеннику, со вниманием и чувством, и
только иногда довольствуешься одними поклонами со своими молитвенными словами.
Надо прежде воспитать в себе молитву или молитвенное настроение готовыми
молитвами, а потом уже и своей молитвой молиться начинать. Слово к Богу в
молитве хоть не главное, но лучше когда оно боголепно; а такому слову нигде не
научишься, как из готовых молитв. Всяко однако ж, когда найдет сильное
молитвенное чувство и его разбивает чтение молитв, оставляй это чтение и давай
простор тому чувству. Если времени нет, сократи чтение или совсем прекрати, а
молись только по чувству тому с поклонами. А если чувство пройдет, а время еще
есть, то продолжай опять чтение положенных молитв. Все с полной свободой, лишь
бы к Богу благоговеинство сохранялось. Так все и веди дело – то чтением молитв
со вниманием, то своей молитвой, когда бываешь в чувстве. Молитва твоя все
будет расти и крепнуть, растепляться и разгораться.
Хотелось бы, говоришь, в
затвор. Раненько, да и нужды нет. Один же живешь. Когда-когда кто зайдет. А что
в церкви бываешь, это не разбивает твоего одиночества, а утверждает или дает
тебе силу и дома проводить время молитвенно. По временам можно день-другой не
выходить, все с Богом стараясь быть. Но это у тебя и само собой бывает. Так
нечего загадывать о затворе. Когда молитва твоя до того укрепится, что все
будет держать тебя в сердце, пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет
затвор. Ибо затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред
Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем-либо заняться другим не
хочет. Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Можно и при затворенных дверях по
миру шататься, или целый мир впустить в свою комнату.
|