36
Пишете: «Говорила с
духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я
горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу
приниженности и угодничества». – Отпели, прекрасно. Вы не давайте себя им в
обиду, чтоб знали, что за вас голой рукой нельзя хватать. Вишь выдумал называть
как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: «На что же лучше доказательства,
что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить
такому приговору? Если он не идет к вам, беды от того нет; а если идет, вы же
отклоняете его, то от этого не мало беды; потому что, не признавая за собой
худа, не будете стараться исправить его, и оно засядет у вас навсегда. Лучше
вам, не попереча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли в самом деле в вас
сего зелья крайне недоброго». Вы прошлый раз собирались молить Господа дать вам
познать, что вы такое. Вот вам Господь и послал указание, а вы отворачиваетесь.
Верно, вы ожидали, что Господь вам покажет, какая вы распрекрасная. Нет, этого
не ожидайте. Случай сей есть прямой ответ Господа на ваше желание и моление.
Извольте-ка лучше и свой к сему мановению Господню приложить труд. Начинайте
вникать в себя строже. Станьте у сердца и замечайте, что оттуда выходит; потом
обсуждайте, какого свойства это вышедшее. Если оно окажется гордостным хоть
мало-мало, значит, гордость сидит в сердце и пускает оттуда такие пузырьки.
Чтоб вам удобнее было вести это необычное вам дело, пересмотрите,
какие бывают проявления гордости, и помощью их уловляйте себя. Какие же бывают
проявления гордости, это вы узнать можете из Лествичника, именно из слов его о
гордости и тщеславии, из Кассиана, из Нила Преподобного, из Православного
исповедания, – там, где перечисляются порождения семи смертных грехов. Все эти
книги найдете в монастыре, пока-то успеете и сами запастись ими. Заметьте
получше все признаки проявления гордости и потом смотрите, бывают ли они у вас.
Если хоть немногие и иногда проявляются, значит, гордость есть и надо ее
искоренять. Вы писали, что когда-то желали оскорблений и унижений. Это было
прямое свидетельство смирения. А тут сказали вам: «Вы горда», – вы
оскорбляться, поперечить и отворачиваться от сказавшего. Такие действия не знак
ли, что смирения нет: было, да испарилось, по крайней мере, на этот случай. Кто
желает оскорблений, тому сколько их ни делай, все мало. Так и смиренный думает,
что ему все мало унижений. Вы говорите: «Сказал бы, в чем гордость». Да ведь
она бывает очень тонкая, так что чуется, что она есть, а определительно
схватить ее мудрено. Извольте сами добраться, в чем ваша гордость. Сказавшему
же вам об этом будьте благодарны, что наводит вас на самопознание. Я в прошлый
раз писал вам: «Приступайте к молитве, как осужденная и погибающая». А вы в
протест. У вас часто прорывается протест. Придется сказать, что вы в духе
протестантка.
Скажете, что и я на вас, как и духовник. Я ни на вас, ни за вас; а
только навожу вас на то, чтоб присмотрелись хорошенько к себе. Опять повторю:
беды нет от того, если вам приписывается то, чего нет. А если присмотритесь и
найдете, – будет благо. Сие ведайте, что все промыслительные относительно
каждого лица действия к тому преимущественно направляются, чтобы в порошок
стереть наше «я». То же, конечно, имеется в виду и в отношении к вам. И
благодарите Господа, что Он на первых же порах вашего Ему себя посвящения такой
спасительный задал вам урок. Извольте же его обсудить как следует и заучить.
|