40
Вы продолжаете: «Ум у монахинь спит; оттого не умея дать отпора
всякой дребедени, они, считая ее наваждением врага, сильнейшего их, без борьбы
подчиняются ей». – То вы касались внешних порядков благочестной монастырской
жизни и криво толковали их, а теперь касаетесь внутренней стороны жизни
инокинь, но и ее изображаете тоже неточно. То, что вы говорите, совершенно
предположительно. Почему знаете вы, что происходит в душе монахинь? А не зная,
утверждая же, что там то и то бывает, вы свои догадки выставляете как действительность.
Думается вам так, показалось так; вы и говорите, что так есть. Свои думания вы
не подвергали разбору и приняли их сразу. Это то же, что без борьбы подчинились
им, и следовательно, подпали тому же, что в монахинях осуждаете. Если теперь
догадки о других, истине не отвечающие, суть клевета (diabolh), а клевета
всякая от диавола есть, то вы попали в сети врага, несмотря на то, что ум ваш
не спит, как вам думается. Не спит, а не умел дать отпора дребедени, насеянной
врагом. Не только не умел, даже и не брался за это дело; не брался, оттого что
не заметил; не заметил, оттого что не верит во вмешательство врага в дела свои.
Под кровом этого неверия враг подошел к уму вашему и насеял в него дрянных
мыслей. Это вам вторая награда за неверие в козни врага.
Вы полагаете, что монахини
не борются с помыслами и что бы ни пришло на ум, подчиняются тому. Судя по
сказанному пред сим я могу заключить, что это вы полагаете, судя по себе.
Подождите; вступите сами в борьбу и перестанете так думать. А наперед примите на
веру, что ни одна монахиня не бывает без борьбы. Всякая борется, как только
заметит что неправое и смущающее – борется с мыслями, борется с желаниями,
борется с разными движениями чувства при непрерывных столкновениях с другими.
Вступающие в обитель проходят предварительную сильную борьбу пред вступлением в
нее. Вступают они возбужденными в духе на добро с решимостью ратовать за него.
И ратуют, внимая себе. Иногда побеждают они, иногда побеждаемы бывают, наиболее
потому, что не заметят козней врага, который умеет их искусно прикрывать. Так
есть; и вы совсем неверно смотрите на монахинь. Бывают и такие, как вы пишете;
но это исключение, а вообще так говорить нельзя.
Что они всякий худой помысл и всякое другое худое движение, внутри
происходящее, производят от врага, – в этом нет ошибки. Так есть на самом деле.
Вмешательство врага в наши внутренние и внешние дела шире и многообъятнее,
нежели как думается вообще даже и без особых ограничений признающими его. И
Писание святое этому учит, и опыты святых подтверждают. Вообще у христиан брань
не есть к плоти и крови, но к духам злобы (Евр. 6, 12); а в монашествующих
она ожесточается до крайности. Так не монахини, рассуждающие сообразно с сим,
достойны укора, а вы, судящие противно сему.
Извольте принять и
содержать следующие положения св. Отцев: в сумме роящихся внутри нас помыслов
есть ангельские, есть человеческие и есть бесовские. Человеческие помыслы,
когда думают о вещах, как они есть по естеству, например, о золоте как золоте,
его виде, свойствах, добывании и подобное. Ангельские, когда при сем привходят
добрые наведения, к добру располагающие, например, прославление Творца при
взгляде на золото. Бесовские, когда порождаются наведения страстные, на зло
ведущие, например, при взгляде на золото мысль повеселиться на него и подобное.
К бесовским же должно отнести премножество мыслей пустых, праздных и кажущихся
добрыми, но могущих привести не к добру, особенно когда они рождаются во время
добрых занятий, – во время молитвы и чтения душеполезного и подобное, и отвлекают
от них. Примите это за начала и по ним начинайте обсуждать свое внутреннее. Я
же приложу только: посудите теперь вы, все мыслимое вами относящие к своему
уму, сколько бесовских помыслов вы лелеете, и не просто лелеете, но и ратуете
за них, как за самые верные взгляды. Пример не далеко, – ваше суждение о
монахинях навеяно врагом.
Не удовольствовались вы
сказанным, – подрисовываете и еще свою излюбленную картинку; «безграмотность и
неестественная жизнь, – труд телесный непосильный, питание скудное и плохое,
жизни умственной никакой, духовного назидания нет».
Ни одного приговора тут нет верного. Безграмотных ныне вы почти не
встретите. Многие и поступают в монастырь уже грамотными, другие в монастыре
скоро выучиваются читать, и уж разве какая-какая остается безграмотною. Но
безграмотные не лишены добрых плодов грамотности, лушая читаемое в церкви и в
келлиях грамотными. К тому же грамотность вообще есть средство. Ставить ее в
существенные отличия не приходится. И безграмотность может все иметь, что нужно
для спасения, если имеет веру и смысленно действует по вере; и грамотность одна
ничего существенно доброго не дает. У вас ученых безграмотность то же, что
проказа, а грамотность – нечто священное. Это вашей касты грубый предрассудок.
Неестественной жизнью что
вы называете? Если монашество вообще, то это еретическая мысль. Монашество
естественно, ибо прямо требуется пробужденным в нас духом нашим; существо же
веры Христовой дает ему настоящий строй, направление и дух. Извольте заучить
сии положения. Когда установитесь в монашестве, тогда осяжете, как сие есть
истинно. – Если же неестественностью называете то, что вслед за сим говорится,
то являете ошибочное суждение, происходящее от грубого неведения дела
монашества.
Телесный труд – хорошее
дело; плохое и скудное питание под масть монашеству: хлеб да вода мудрых еда.
Да и что тут можно видеть неестественного?! Постничество и труд – средства
монашеские. Судить об их уместности или неуместности надо по их
приспособленности или неприспособленности к цели. Если цель монашества
естественна, постничество же и труд пособствуют достижению сей цели, то и они
естественны. Цель монашества какая? Та, чтоб быть всегда с Богом, что и есть
единое на потребу. Быть с Богом мешает, не менее другого многого, пространное
питание и покоение тела. Тогда тело дебелеет и, как тяжелая гиря, тянет к
земле. А когда его плохо питают и томят трудом, тогда оно утончается и дает
духу свободу возноситься горе к Богу и с Ним пребывать неотлучно. Видите, как
труд и плохое питание стоят в монашестве на своем месте? Извольте же бросить ту
пустую мысль, будто они неестественны.
«Жизни умственной и
деятельной никакой». – Что ум у монахинь не спит, об этом была речь. Он у них
занят своего рода предметами. Здесь вы, кажется, разумеете научность. Как наук монахини
не проходили, то и предметами научными теперь не занимаются, не читают о том и
не думают. Это совершенная правда. Даже и проходившие науки бросают их в
сторону. Но это не значит, что у них деятельности умовой нет. Есть, только
обращена не на научные предметы. Если стать взвешивать, какие предметы выше и
ценнее, то преимущество, бесспорно, окажется на стороне тех, коими занимают ум
свой монахини. Одно укажу, – эти предметы вечны и к вечному спасению ведут, а
научные предметы временны и вместе с временем совсем исчезнут, спасению же
могут только не мешать, – и если способствовать, то очень косвенно и притом под
условием полного и беспрекословного подчинения первым.
Под жизнью деятельной, верно, вы разумеете хлопотливую жизнь по
семейству, по торговым предприятиям, по делам службы гражданской и военной, по
мастерствам и искусствам. Такой хлопотливой жизни, как в миру, у монахинь,
конечно, нет; но тем не менее есть жизнь деятельная, только своего рода, как и
умовая. Даже скажу, что она по предметам схожа с мирскою. И тут есть
деятельность такая же, какая бывает в семье, потому что монастырь есть семья
родных по духу сестер. Сюда относятся труды по изготовлению пищи, пития, по
мытью, соблюдению чистоты и охране и подобное. Есть деятельность и такая, как у
мастеров мирских и художников; это шитье, вязание, ткание, разного рода
вышивание, рисование. Все это в совокупности составляет то, что выше вы назвали
трудом телесным. Мимоходом спрошу вас, как же это у вас выходит: «труд
телесный, непосильный даже, и деятельности никакой»? Но полагаю, что вы
разумели деятельность самоначинательную, т.е. нет такой деятельности, чтоб
каждая сама предпринимала, начинала, продолжала и кончала, как ее душе угодно.
Деятельность идет, но все по приказу и указу, а не самоначинательно. Это так, и
этим существенно отличается деятельная жизнь монастырская от подобной же
деятельности мирской. Но в этом не невыгодная, а выгодная сторона деятельности
монахинь по приспособленности ее к главной цели монашества – жить всегда в
Боге. Главнейший враг жизни в Боге есть многозаботливость, а многозаботливость
есть рычаг, приводящий в движение самоначинательную мирскую деятельность. С
утра до ночи темной каждый день гоняет она мирских предпринимателей от одного
дела к другому и на минуту не дает покоя. Некогда им обратиться к Богу и побыть
с Ним в молитвенном к Нему возношении. Эта многозаботливость у монахинь места
не имеет. Понимающие дело затем и в монастырь вступают, чтоб избавиться от сей
мучительницы. И избавляются. Вступающая в обитель отдает себя в работу обители,
а обитель дает ей кров, пищу, одежду и всякую защиту. Как эта сторона
совершенно обеспечена, то многопопечительной заботливости места нет; она и
отходит. По отпадении же ее ум и сердце остаются совершенно свободными и
никакой помехи не имеют в том, чтоб пребывать в Боге и Богом услаждаться. Те,
которые с разумом ведут свое дело монашества, скоро и преуспевают в этом, и
установляются у своей цели. Затем остается только блюсти сие сокровище. И
блюдут. Каждая инокиня имеет свой урок сделать в сутки то и то. Как эти работы
привычные, то не требуют особого внимания. И бывает, что руки работают, а ум с
Богом беседует и питает тем сердце. Такую норму внутреннего строя прописал еще
св. Антоний Великий. Так видите, что и у монахинь есть деятельная жизнь, –
похожая на деятельность мирянок; только нет у них при сем многозаботливости,
грызущей мирянок, свобода от которой по порядкам монастырской жизни и дает им
способ быть у своей цели или пребывать неотходно с Богом и в Боге.
Вы слишком много даете цены
душевной деятельности, то есть знательной, предпринимательной и художественной,
и особенно знательной. Но ведайте, что для духовной жизни, какую проводить
берутся монахини, развитие душевной стороны совсем не требуется. Духовная
спасительная жизнь зачинается и развивается независимо от душевного развития.
Отсутствие последнего никакого ущерба не причиняет первой и достоинства ее не
умаляет. Душевность вся, и в самом лучшем ее виде, цену получает только тогда,
когда вполне подчиняется духовности, сама же по себе ничто для вечности. В
будущем веке все будет духовно, душевное же все отпадет и здесь останется, как
временное. И видим, какие светлые личности выходят из простых монахинь, когда
он возьмутся за дело как следует! Нам с вами труднее так успеть, как они. Ибо у
нас душа слишком тучна. Когда-то успеем мы переделать ее и утончить; а у них
она готова, и они действием духа вдруг делают из ней, что находят потребным.
Ваше положение для цели, вами избранной, гораздо хуже, чем положение
монастырок, которых вы дурно понимаете.
Что касается до того, будто духовного назидания нет, то
потрудитесь вновь прочитать, что я писал против ум спит у монахинь.
Прибавлю здесь, что монахини внимательные, и сами того не замечая, преуспевают
в духовном назидании. Для душевного знания надо много читать; для духа довольно
одного текста Писания на целый день, а иногда и не на один. Внимательные
монахини, внимая чтению Псалтири, Евангелия, Апостола и другим положенным
чтениям и службам, как дар от Господа получают то, что один, или два, или более
текста прильнут к сердцу и займут собой все сознание сладостно и начнут
испускать из себя лучи ведения духовного. Получающие это не отрывают уже от них
внимания, и все более и более развивают мысли их, питаются ими и насыщаются. Вот
и непрерывная цепь назидания во весь день. Назидания, полученные сим путем не
забываются, ибо не памятью заучаются, а сердцем приемлются. Так идет изо дня в
день. Духовное назидание множится, и ведение духовное растет, крепнет и
приобретает все более и более полноты, пока достигнет цельности, все
объемлющей. Многие монахини, и из простых, обладают сим достоинством, хотя не
трубят о нем. Суждение наше о сем деле весьма неправо. Хотел бы приписать:
«Сознайтесь, но вы не можете этого сделать». После сами увидите.
Заключаете вы свою рецензию
так: «В самой жизни монастырской не вижу ничего отрадного для духа. Зависть,
злоба, ложь и деспотизм – вот главные двигатели этой замкнутой жизни; любви к
ближнему никакой». – Какие ужасы! Волос дыбом становится. Вы точно в ад попали.
И это еще на первых порах. Что дальше-то будет? Увы, бедненькая! Но я не берусь
жалеть о вас, а напротив приговариваю: «Поделом! За кривотолк». Из предыдущих
ваших суждений ни одно не оказалось правым. А это из неправых неправейшее есть.
Тут одно только можно не отрицать, именно то, что вы ничего отрадного не
видите. Но вина этому не монастырская жизнь, а ваше неведение. Не видите,
потому что очей не имеете, которые бы исправно видели. Зависть, злоба, ложь
бывают у иных, немногих, но не как постоянные качества, а как случайности:
бывают и сплывают. А вы всех и навсегда заклеймили этими качествами. Уж это
болезнь ученых все обобщать. Заметили вы за одной и двумя или слышала о них
нечто подобное, и тотчас решаете: «Все и всегда таковы. Любви к ближнему нет
никакой». – Обитель есть общество сестер. И они не напрасно носят это название,
а действительно любят друг друга родственно, не плотской, а духовной
родственностью. Бывают иногда разлады; но разладят и опять сладят. И к
посторонним питают любовь, деятельно же являют ее по мере возможности, ибо сами
скудны и работают на монастырь. Помощь нуждающимся лежит на монастыре; и он
исполняет это, сколько сил достает. У нас почти нет богатых обителей. Одна-две,
и обчелся. Достаточных довольно есть; но столько же, если не более, и бедных.
По этому и судить надо об их благотворительности. А вы ни на что смотреть не
хотите и порешили: «Любви нет».
А деспотизм что? – Это вы снаружи смотря, видите деспотизм; а
внутри никто его не видит. Потому что все с тем и в обитель поступают, чтоб не
иметь своей воли и делать что прикажут, не рассуждая, для чего и почему. Как с
этим условием поступали, то и не видят ничего неправого в том, что никому не
дается жить по своей вольке. В этом основа не монастырской только, но вообще
духовной жизни. Отсечение своей воли и своего ума есть условие к преспеянию в
духовной жизни. Жизни сей нельзя развернуться, пока в силе я. Жизнь
монастырская вся и направлена к тому, чтобы стереть в порошок этот кремневый
камень. И кто охотнее подвергает себя этому трению, тот скорее и успевает в
духовной жизни. Вы судите по-мирски, где не тронь меня составляет
коренной закон жизни. Что в миру главное, тому противоположное должно быть
главным в монашеской жизни. Вы еще мирянка в духе. И хотите, чтоб монастырь
дышал по-мирски, чтоб вам просторнее было там дышать. Но ведь этому сбыться
нельзя. Потому собирайтесь довольствоваться тем, что противоположно миру и,
следовательно, вам не по сердцу.
Разгорелся ваш дух мирской
и вы даете знать: «Я немало в миру терпела, но все претерпенное мной легче
креста монастырской жизни; самое нахождение мое в монастыре есть лютый крест».
– Это вы сказали не понимая дела; а больше, думаю, потому, что враг вас смущает
и отвращает сердце ваше от монастырей, не желая расстаться с вами. Надо вам
идти наперекор сему и понудить себя дойти до теплого расположения к монастырям,
– к монастырям, как они есть, а не к идеалам их. Поставьте это себе целью и
подвигом при начале изменения вашей жизни. Без этого дело ваше не будет
спеться. Судя по искренности, с которой вы о всем говорите, гадаю, что вы также
искренно будете говорить о монастыре и монашестве противоположное тому, что
сказали теперь. По мере того, как будете втягиваться в сию жизнь и опытно
входить в суть ее, высказанные вами суждения будут отпадать одно за другим.
Сего желаю вам от всей души.
|