50
Когда вы слушали врага, по его внушениям – бросить правило из-за
уборки комнаты, побольше поесть и поспать и проч., тогда он вас по головке
гладил: «Умница! Всегда так делай», – что отзывалось приятной льготой и
некоторым молодечеством, достойным похвалы. Он думал, что промолчите, – и
хвалил. А когда вы рассказали о его проделках, это ему не понравилось, и он
стал вас теребить и бранить: «Зачем то написала, зачем это сказала», – и под.
Вы же, не разобравши, откуда сей ветер, начали жалеть и смущаться. Все это
вражье дело. Вы ничего так же не написали, чем бы можно было смущаться. Все
написанное, – обычное и почти повсюдное дело. А что написали, об этом и подавно
нечего жалеть. Если положили все, бывающее в вас и с вами, сказывать, то как же
было не сказать о таких высоких планах есть и пить и Богу не молиться, – а
все-таки чаять спасение получить и жизнь вечную наследовать? Хорошо, по крайней
мере, то, что вы, хоть сквозь зубы, начинаете говорить про врага, и иное ему
приписывать, яко всеятелю лукавому и злонамеренному. Увидите наконец, как
широко его вмешательство в течение нашей жизни. Только не ужаснетесь. Потому
что вместе с тем удостоверитесь, как ничтожны все его проделки пред вниманием и
молитвой, – рвутся, как паутина от ветра, тают как снег от теплоты солнечной.
«Чуть открыла глаза, – первой мыслию было, что я нерадивая,
ленивая и гордая». – Неописанно хорошо. Это Ангел-хранитель задал вам стишок,
как урок. Извольте твердить его и затвердить, чтоб когда потребуется ответ,
ответить безошибочно и порадовать тем Ангела своего, а не меньше и Господа
Ангелов.
О келейном правиле много
забот не имейте. Надо держать молитвословие утром и вечером, и днем в
какое-либо время. Это когда ходите в церковь. А когда не ходите, тогда
исправляйте службы дома. Уж я писал вам не заботиться о количестве молитв, а о
том одном иметь попечение, чтоб молитва текла из сердца живо, как живая струя.
Бросьте из ума совсем количество, а имейте это одно во внимании. Но правило все
же требует известного порядка. Однако ж не заключайте себя в нем, как в
кандалах. Пусть он будет только общей программой, а частности можете менять
хоть каждый день, смотря по тому, в чем чаете найти оживление молитвенного
духа. Если заключите, живость ослабеет и правило обратится в форму, которая
вскоре обезжизнит молитву. Так делайте, чтоб всякое молитвословие было, как
новое. Что рано проснувшись и совершив утреню, опять немного соснете, тут
ничего нет худого. Только не в поблажку, а по разумному определению, что это
необходимо для бодренного действования в продолжение дня. Четыре-пять часов
спать, – очень мерный сон. Можно при этом и днем вздремнуть немножко. Но
бодриться лучше.
Пишете, что нашли решение
некоторых вопросов в святоотеческих книгах. – Се добре! И всегда там надо
искать его. И если усердно взыщете, всегда найдете. Особенно в этом отношении
много полезны св. Варсанофий и Иоанн. И у св. Дорофея встретите доброе
разъяснения многого. И у всех святых можете находить много вразумления. Читайте
только со вниманием и к себе прилагайте.
Говорите: «Страхи нападают,
особенно во время молитвы». Страх благословен один – Божий; но он не имеет ничего
страшного, всегда благотворен. Ваши страхования, беспричинные, от врага, – и
особенно во время молитвы. Видите, как он около вас хлопочет. Нечем взять,
волосы дыбом заставляет подниматься. Еще св. Антоний писал, что враг бессилен,
– и только страхи может нагонять, или внутренне, или внешне – страшными
призраками. Главное при этом не робеть. Вы прежде хвалились: «Плевать на врага,
я разум имею». – Вот и извольте теперь делом это показать, только не разумом
вооружаясь, а молитвой.
|