53
Показалось вам что-то
неприятное в отношениях к вам окружающих; вы не вытерпели и пустились в
самозащиту. Вы поступили по поговорке: «Не замай, сдачи дам». Иные не могут
иначе действовать, а вы могли поступить иначе и не поступили. Кто-то внутри
твердил вам: «Стерпи, стерпи». Вы и потерпели, но немножко; сил не хватило
дотянуть до конца. – Нитки, которые рвутся, как зовутся? Гнилыми, ни к какому
делу негожими. Порвались тогда и у вас нити, державшие в порядке ваш внутренний
строй. Плохи они, значит. Потрудитесь на будущее время заготовить крепких.
Как это с вами случилось? Вот как. Была в вас кающаяся послушница.
Но пришла прежняя барыня знатная и, главное, ученая, – и прогнавши ту
смиренницу, начала сама действовать, и нагородила. А как предотвратить такие
случаи? Очень просто. Советую вам прекратить всякие сношения с этой недоброй
госпожой (т.е. ученой барыней) и не позволять ей распоряжаться в вашем доме.
Она ничего не умеет делать в том порядке жизни, какой вы у себя наладили.
Извольте потверже затвердить, что смирение приобретается не
мыслями смиренными, а охотным подчинением себя смирительным случайностям и
отношениям. Над Спасителем издевались слуги без всякого толку, шутя, а Он – ни
слова. Но уж дело прошло. Случай к деятельному обучению себя смирению пропущен.
Положите, по крайней мере, вперед не пропускать их. Враг обыкновенно подбегает
и твердит: «Не спускай, иначе заклюют». Врет он. Лучшее охранение от заклевания
– смиренная уступчивость.
На вас нападает леность, приходит желание льгот, поблажек, покоя
плоти. Вы хорошо делаете, что не уступаете; однако ж ваша неуступчивость
неполна. Разумею то, что вы, несмотря на эти соблазнительные нападки, все же
делаете, что считаете должным, но делаете неохотно. «Хоть нехотя, – говорите, –
но исполняю все». И это хорошо, как сказал я; есть тут борьба и одоление. Но
надо бы эту борьбу доводить до конца, чтоб и одоление было полное, – т.е.
доходить до того, чтоб делать хотя, прогнав безжалостно нехотя.
Ибо это нехотя есть уступка лености и питает ее, хоть нежирно. Извольте,
когда прогоняете леность, возбуждать себя до ретивости, чтоб живо, с энергией,
делать то, от чего оттягивала леность. И это только будет настоящей победой и
одолением лености, а не то, как вы делаете. Живодейственность есть настоящая черта
духовной жизни настоящей.
Но вы, кажется, уж и совсем разлениться хотите; ибо спрашиваете:
«Ужели до самой смерти тянуть это ярмо трудничества?!» – Стало, вы тяготитесь
им и желаете сбросить его поскорее? Нет, его сбросить нельзя; а придет время,
когда оно не станет тяготить, потому что свыкнется с ним жизнь, и что теперь
вам кажется трудом и лишением, тогда перестанет быть трудом и лишением, а
обычным, будто естественным порядком жизни. Тягота, соединенная с ним, которая
и делает такой порядок трудничества ярмом, испарится от внутреннего жара. Жар
энергии сожжет это ярмо, и вы, не бросая ярма, перестанете быть подъяремною.
Условие к скорейшему достижению сего есть никогда ни в большом, ни в малом не
позволять себе действовать как бы нехотя, но всегда возводить себя до
живодействования.
Что касается до молитвословий и служб, то я уже писал вам об этом.
Надо иметь правило, – и лучше всего то, которое идет постоянно в церкви; но
исполнять его надобно всегда с живым чувством. Если живости чувства мешает поспешность
исполнения правила, а поспешность производится боязнью длительности, то лучше
назначить на каждую службу известное время, в часах и минутах, и потом молиться
теми молитвами, которые входят в состав службы, или в частное ваше правило, –
не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием всего читаемого, нимало не
заботясь о том, чтоб догнать до конца чин службы или правила, а лишь о том,
чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот
главное! А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика. Привыкли
вы к прочитыванию определенного, и совестно не прочитать. Беретесь читать и
спешите, чтоб не долго вышло. От того труд молитвенный не всю приносит пользу.
Без правила нельзя; надо непременно его иметь, но стараться исполнять его так,
чтоб это была молитва.
Что прочитываете полунощницу в праздники и воскресение – хорошо.
Хорошо все, что делается в этом роде для продления и упорядочения молитвенного
труда; только чтоб все было с сознанием и чувством, без блуждания мыслей.
Ваше понимание пострига,
что это не таинство, верно. Это просто чин принятия в ранг монашествующих.
Однако ж он не бесполезен, ибо скрепляет внутренний нравственный строй
постригаемого. Подобно тому, как мысли о каком-либо предмете пока не изложатся
на бумаге, бродят туда и сюда в некоторой бесформенности, а когда изложатся,
принимают устойчивую форму, – и постригаемый, пока не пострижен, все еще будто
ни то ни се, а когда примет пострижение, слагается в едином, – и держит на
сердце, что ему уж ни туда ни сюда, – одна дорога. Как военного военная форма
его чина обязывает действовать по-воински в своем чине; так и постриженного
одежда обязывает жить и действовать по тому чину, к которому стал принадлежать
окончательно в силу пострига.
|