67
Пишете: «Я положила себе и всячески стараюсь ничего не делать по
самоугодию». Потом поминаете, что однажды в церкви задремали и проспали
сколько-то: это же кому в угождение допущено? Пусть это немощь; однако ж и
совсем себя обезвинять нельзя. Вы же так рассказываете, как будто
позволительное что сделано. Если б вы пришли к царю с прошением, и сказав ему
несколько слов, смежили очи и заснули, что бы вам было? Что-нибудь строгое, из
рода таких приговоров: Связавше вверзите в... А вы пред Небесным Царем,
в руках Которого и временный и вечный ваш живот, заснули, – и ни страху, не
стыда. Пусть немощь, но сокрушаться все же надо. Просите врачевства против сна.
– Какое же тут врачевство? Не давайте себе спать, и не заснете. Если будете
держать в мысли и чувстве, зачем пришли в церковь и к Кому и внимать читаемому
и поемому, то не испытаете и подступа дремания. Распустили мысли блуждать туда
и сюда, дремание и подкралось, а от него до сна черта едина. Если крепко одолевает
дремание, св. Исаак советует пройтись немного. Делайте так, когда не сильны
бываете одолеть дремание обычным порядком. Только уж всячески не допускайте
этого вперед, потому что и это может обратиться в навык.
Чувствуя обрадованное состояние после св. причастия, не забывайте
оградить его страхом Божиим, чтоб не подкрался враг и не увлек к вольности в
речах и движениях. А это, как буря, все развеет. Бдите! Враг ведь никогда не
восстает прямо против должного, а всегда обходы употребляет или выдумывает
предлоги к поблажкам. «На радостях, – скажет, – можно поговорить, или надо и
других сделать причастниками радости своей»; потом словоохотливость раздражит;
далее – введет в пустоболтание. Вот и ветер! Ведь и грешить враг учит, не
узаконяя греха, а только наущая поблажать себе на один предлежащий случай,
оправдывая то всякими изворотами. – Человек и верит. В этом вся его прелесть и
сеть.
Пишете: «Царит во мне
сознание своей грешности и того, что я хуже всех». А чрез несколько строк
прибавляете: «За этот год я больше сделала (успеха), чем во все
предшествовавшие пять». – Сличите сии показания, и смотрите, что получится. Там
смиренные слова и только, а здесь чувство самодовольства. Против чувства где
устоять словам?! И выйдет: грешность на языке, а в сердце самоправедность. В
этом смысле, конечно, надо понимать и еще ниже прописанную заметку: «Я никогда
не высокомудрствую». Т.е. что вы всегда смиренны на словах, а сердце полно
сознания своего достоинства и заслуженности; там царит самочувствие и
самоценение, – скрытнейший враг, но который нередко проторгается и наружу.
Извольте заняться этим положением дела и вникнуть в себя, боясь образовать из
себя личность, которая одно есть снаружи, а другое внутри. Я не то здесь
разумею, чтоб вы этого желали, а что это само собою устроится, если не будете
внимать себе. Смирение не вдруг приходит. Оно идет в содружестве с любовью,
рука об руку. Только совершенная любовь совершенно смиренна. А до того из
сердца нет-нет и прорвется высокоумие.
Пишете: «Были припадки
серчания и нетерпения». Вот и это свидетельствует, что смирение у вас еще
неглубоко. Хорошо, что замечаете, каетесь и сказываете духовнику. Но попросите
его, чтоб он был к вам построже и нисколько не поблажал вам, и не стыдился
назначать вам должные епитимии.
Спрашиваете, всегда ли
ходить в церковь. Оставляю вам на свободу, – когда ходите, когда дома молитесь,
– только бы не было поблажки лености. Одно имеете в виду, чтобы быть в
молитвенном настроении, дома ли молитесь, или в церкви стоите на богослужении.
|