80
Откуда вы взяли, что я одобряю чувство собственного достоинства?!
Никогда не одобрял и не могу одобрить. Это вещь очень опасная. Кто чувствует
себя достойным всякого презрения, как унизившийся худобою своей и ставший ниже
всякого унижения, тот спасительно чувствует такое свое достоинство. Всякое
другое чувство достоинства пагубно. Апостол Павел каков был? Достоинство же
свое определил тем, что он первый из грешников. А нам уж куда?! – Нет, нет; не
извольте поддаваться сему чувству. Не оно ли находится в числе причин и того,
что нет теплоты, слез и умиления? Подле него стоит чувство праведности, которое
мне и показалось присущим в вас. Тут уж о чем плакать? Попали в генеральши... –
так прочь поди всякий.
Спрашиваете, от чего бывает прелесть при делании молитвы
Иисусовой? Бывает она не от нее, а от образа совершения ее, – именно того,
который прописан в Добротолюбии. Тот образ надо проходить с наставником,
знающим то дело, и на глазах его. А кто один возьмется за сие дело, по одному
описанию его, тому не миновать прелести. Там описан только один внешний очерк
дела, а что при этом добавляется старцем, видящим, для восполнения внутреннего
при сем строя, того не видно. Проходящий такое делание без руководителя
присущего, естественно и остается с одним внешним деланием, – строго исполняет,
что велено, относительно положения тела, дыхания и смотрения в сердце. Как
такого рода приемы естественно могут доводить до некоей степени сосредоточения
внимания и теплоты; то он, не имея при себе верного определителя, который бы
сказал ему, каково достоинство происходящего в нем изменения, приходит к мысли,
что это и есть то, что он ищет, т.е. что его осенила благодать, тогда как ее
тут еще нет, – и начинает мнить, что имеет благодать, не имея ее. Это и есть
прелесть, которая затем покривит и все последующее течение его внутренней
жизни. Вот почему ныне у старцев видим, что они советуют совсем не браться за
такие приемы по причине опасности от них. Сами по себе они не могут дать ничего
благодатного, ибо благодать ничем внешним не вяжется, а нисходит только на
внутренний строй. Внутренний достодолжный строй и без них привлечет действо
благодати. – Этот строй есть при молитве Иисусовой ходить в присутствии Божием,
возгревать чувства благоговеинства и страха Божия, ни в чем себе не поблажать,
всегда и во всем слушать свою совесть и блюсти ее незапятнанной и мирной, и всю
жизнь свою, – и внутреннюю, и внешнюю, – предать в руки Божии. Из сих духовных
стихий благодать Божия, в свое время пришедши, слив их воедино, возжигает огнь
духовный в сердце, который и служит свидетелем присутствия благодати в сердце.
Сим путем трудно попасть в мнение. Но и тут с руководителем лучше, наличным,
который бы видел лице и слышал голос. Ибо сии два открывают, что внутри.
Спрашиваете, что значит домостроительство? – Экономия.
Экономия в хозяйстве заботится, чтоб всего было вдоволь. Господь Спаситель, –
чрез воплощение, страдания, крестную смерть, воскресение и вознесение, Святаго
Духа ниспослание и св. Церкви своей устроение, – заготовил всего потребного для
нашего спасения не только вдоволь, но и с преизбытком. Это заготовление и все
заготовленное и называется экономией или домостроительством спасения
воплощенным. Ищущие спасения в эту экономию обращаются, и все потребное ко
спасению получают невозбранно. Кладовая экономии сей есть св. Церковь;
приставники – иереи и архиереи; сосуд для принятия даемого – покаянное и
верующее сердце. Приявшие потребное из сей экономии должны принесть плоды в 30,
или в 60, или в 100, всякий по силе своей. Не принесшие никаких плодов
осуждаются и в огнь вметаются. Приносятся плоды жизнью по вере и в духе ее.
|