83
Два письма. В одном написано: «Все воротилось», – а в другом:
«Нет, все по-старому, ничего не ворочено». – Это значит, что милость Божия
скоро совсем воротится, и дала о сем весть; подошла и опять отошла. Облекитесь
же в благодушие и благонадежие и предайте себя в руки Господа. Его мы рабы, Им
куплены и Им блюдемся. Уж Он знает, как что сделать для нас наиполезнейшим
образом. Вы проходите теперь статью научения Его самую нужную. Внимайте убо. А
что вы приписали: «Верно, я отвержена», – это совсем неверно.
Я, кажется, уже писал вам, и еще повторю, что претерпеваемое вами
отступление благодати не есть наказательное, а научительное. В наказательном –
благодать совсем отступает; а в научительном она только скрывается, хотя
присуща: потребной помощи не лишает, а утешения свои отнимает, или не подает.
Вот это и есть у вас. Для вас Господь почел нужным так сделать. Но смилуется, и
опять начнет милостиво подавать вам утешения. Утешения не существенно
необходимы. Существенно необходима помощь; а она видимо при вас. Потерпите еще
немного, воротится и утешение.
Тяжело, говорите. –
Иначе-то как же? Нам ко кресту Господню надо привиться. А ко кресту как
привиться? Крестом же, – или тяжелою, как крест Его, скорбностью. Труды ваши
тоже суть прискорбности; но как прежде утешения благодати отнимали у них
тяжесть и прискорбность, чувство чего потребно для привития ко кресту Господню,
то теперь и дается вам это восчувствовать чрез отступление благодати. Крест и
прежде на вас был, но вы не чувствовали его, как будто он несен был за вас
чужою рукою. Теперь же ему оставлено лежать на вас всей своей тяжестью, – он
взвален на вас одних. И пришлось кряхтеть. Кряхтеть кряхтите; но все же несите
благодушно. Господь близ и помогает. Еще немножко, Он и утешение возвратит.
Доискиваетесь, отчего дело
восстания идет так долго. – Вот я вам сказал: оттого, что это потребно для
вашего воспитания духовного. Но ищите. Может быть и еще что найдете
смирительного свойства. Не помечтали ль когда: «Вот нашла дорогу, – объятия
Отчи чувствую», – много при этом приписывая своим трудам и лишениям. Как это
неправо, ибо утешения благодатные ни от чего внешнего не зависят, а всегда суть
плод милости и благоволения Господня, – то и дается вам теперь вразумление и
урок: ну-ка, попробуй, возьми утешения благодати своими трудами. Оттого
трудитесь, а плода не видно. Дается вам этим разуметь, что не в трудах сила. И
чтоб вы тверже заучили сей урок, преподание его длится так долго. – Я уже
поминал вам, что может быть, когда рассеялись, подумали: «Ну немножко поутешусь,
дам себе волю, а там опять за дело; мне ведь стоит только взяться, и все пойдет
добре, со всеми радостями жизни о Господе». Как, таким образом, вы слишком
много приписали своим силам, то Господь, отняв свои утешения, и дает вам теперь
увидеть, как у вас идет дело, когда взялись сами одни. Что же видите? Все силы
напрягли, а все не то. Твердите же этот урок, что без Господа все ни во что.
Если что из сказанного
сознаете за собою, кайтесь и вперед задумывайте, – никак не позволять себе
думать так. Предайте себя всецело Господу, изъявляя готовность благодушно и
радостно принимать все, что благоугодно будет Ему послать вам, и внешне и
внутренне.
Иные речи мои к вам кажутся
тяжелыми. Но у меня никогда не бывает намерения как-нибудь отяжелить вашу ношу.
Пишу все в предостережение, чтоб вы внимательнее к себе присматривались, нет ли
того или другого. Коли нет, и дела нет. Слова мои пусть мимоидут. А иногда
может быть и окажется нечто.
Тогда, конечно, они будут
уже не на ветер. Мне очень желательно, чтоб у вас все шло гладко и сладко, а
главное – чтоб было прочно, не на час, а навсегда. Помехою сему бывает, если
укроется в сердце что-либо не по Богу, не Божие. Я и хочу помочь вам открыть
эту вещь и вытеснить вон. Смотрите, толкую, в вас сидит барыня, – личность, совсем
не подходящая к избранной вами жизни. Вы говорите: «Она уж ушла». – Я
сомневаюсь в этом. Она так изворотлива и так умеет прикрываться, что вам и не в
догадку. – Присматривайтесь хорошенько: очки приберите, бинокль приладьте.
|