Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. "Без чтения
душно и душа голодает", - говорит свт. Феофан Затворник.
Хорошие духовные книги - это наши лучшие друзья, наши руководители,
воспитатели и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать
из них выписки. Через такие книги мы беседуем со святыми - носителями
Духа Св. Божия.
Поэтому книги надо всегда предпочитать пустым разговорам. Хорошая
духовная библиотека - это наиболее ценное на земле сокровище, на
приобретение которого не надо жалеть ни средств, ни времени.
Когда христианин замечает свое духовное ослабление, угасание ревности,
охлаждение молитвы, то одним из наилучших средств для своего ободрения и
восстановления ревности есть чтение хорошей духовной книги: обаяние
духовной красоты святых, их ревность, высота духа и высокие духовные
переживания невольно побуждают и нас в какой-то мере следовать за ними.
Вместе с тем, надо помнить и истину, заключающуюся в словах пословицы, что "бочку меда портит ложка дегтя".
И если иногда почему-либо, может быть по небрежности, нам случится
подвергнуться духовной отраве от чтения неподходящей для христианина
литературы, то здесь мы должны вспомнить слова преп. Петра Дамаскина,
который пишет: "Когда Господь,- говорит св. Василий Великий, - найдет
сердце, чистое от всех мирских вещей и учений, тогда на нем, как на
чистой дощечке, написывает Свои учения. Это говорю я для того, чтобы не
читал кто-либо не служащего к угождению Богу.
И если кто когда-либо прочитает по неведению, то пусть подвизается
скорее изгладить памятование о сем духовным чтением Божественных
Писаний, и более того, что служит ему к спасению души, смотря по
устроению, какого он достоин.
Помимо же Божественных Писаний да не читает отнюдь чего-либо. Какая
надобность принимать духа нечистого вместо Святого Духа? Ибо в каком
слове кто упражняется, того дух и усваивает себе, хотя и не видится ему
это дело противным, как видят опытные".
К сожалению, последний совет смогут исполнить в наше время, вероятно,
лишь иноки и те немногие христиане, которые будут иметь возможность
вести нерассеянную жизнь.
Но всем надо помнить следующее наставление о. Иоанна Кронштадтского: "Ты
следишь за событиями во внешнем мире, читая светские сочинения, журналы
и газеты. Не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души:
она ближе к тебе и дороже тебе. Читай же наипаче и наичаще Евангелие и
писания св. отцов, ибо грешно христианину не читать богодухновенных
писаний.
Все мирское с миром и кончится: "И мир проходит, и похоть его" (1 Ин. 2, 17).
Чтение можно сравнить с лекарством, но излечивает это лекарство не тело,
а душу. Но как тело, так и душа бывают больны различными болезнями. А
для каждой болезни показаны свои особые лекарства и для каждой души
должна быть подобрана такая духовная литература, которая соответствовала
бы ее болезни.
Литература, подходящая для людей созерцательного типа (евангельской
Марии) не так подходяща для людей деятельного типа (евангельской Марфы),
и наоборот.
Не для всех подходящи книги старинного стиля. Некоторым "младенцам во
Христе" будут интересны лишь духовные рассказы и т.д. Как пишет свт.
Игнатий Брянчанинов: "Непременно нужно чтение, соответствующее образу
жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но
неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в
воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу
жизни, будут ускользать из рук твоих.
Мало того, ты сделаешься бесплодным мечтателем,- мысли твои, находясь в
беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в
твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные,
вредные для тебя и для ближних".
Поэтому тем, кто духовно еще молод и малосведущ в литературе, надо
искать указаний у духовно опытных людей при выборе книг для чтения.
Духовное чтение помогает нам и в молитвенном подвиге; когда молитва
становится холодной и рассеянной, тогда духовное чтение помогает ее
оживить. Об этом пишет так преп. Исаак Сирин: "В то время, когда ум твой
рассеян, предпочитай духовное чтение молитве, так как чтение - источник
чистой молитвы".
Если сумеем мы поставить себя в здоровую обстановку живых духовно людей и
питающих душу духовной литературой, то наш разум будет пребывать в
Божественных истинах, в светлых мыслях, питающих нас мудростью, верой,
надеждой, любовью, смирением и другими добродетелями.
Тогда разум и сердце наше погрузятся в созерцание истины и Предвечной
красоты Сына Божия Иисуса Христа и Его Невесты - Вселенской Церкви.
Истина заполнит наш разум, а красота захватит наше сердце.
Тогда как бы само собой исполнится и повеление ап. Павла, чтобы нам
мыслить "что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно,
что достославно, что только добродетель и похвала" (Флп. 4, 8).