Н. Е. Пестов
ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
|
...занимайся чтением. |
|
1 Тим. 4,13. |
Согласно преданию, Матерь Господа Иисуса Христа - а отсюда и Матерь всех
христиан - Дева Мария, была большой любительницей чтения Священного
Писания. Это была Ее духовная пища. И по словам Св. Писания и Самого
Господа: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом,
исходящим из уст Божиих" (Втор. 8, 3; Мф. 4, 4).
Мы, конечно, заботимся о том, чтобы дети наши не голодали и пища их была
бы питательна и вполне доброкачественна. Прилагаем ли мы вместе с тем
достаточно попечения о том, чтобы они регулярно питались и духовно? А
духовное питание несравнимо важнее питания физического, так как от
духовного питания формируется душа ребенка.
Поэтому вместе с началом молитвы ребенок должен слушать духовные
рассказы и чтения, а когда он начнет читать сам, необходимо обеспечить
его книгами, питающими душу.
Вначале это будут повествования о Евангельских событиях, изложенные языком, понятным для детей.
При ознакомлении детей со Священной историей нужно следовать методике К.
Д. Ушинского, который дает такие указания по этому вопросу: "Первое
ознакомление с Евангельскими событиями всего удобнее совместить с
объяснениями предстоящих праздников. Тогда и церковная служба, и рассказ
матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить
то или другое событие.
Исторические рассказы надо проводить так, чтобы в первый раз были
рассказаны только важнейшие черты событий, и когда эти черты
запечатлеваются в памяти, тогда привязывать к ним другие черты и
происшествия, носящие второстепенный характер. Одна прочно залегшая
черта в состоянии потом выдержать много привязанных к ней подробностей.
Если же дать сначала подробный длинный рассказ, то ребенок заметит
мелочи и не заметит главного.
Рассказав детям событие, делайте ударение на фактах, собственных именах,
выражениях, составляющих сущность рассказа, а потом можно обратиться к
детям с такими вопросами, в ответ на которые они передали бы вам главные
черты события. Затем следуют вопросы, исчерпывающие событие".
Очень большое значение придавал Ушинский наглядности в обучении, т.е.
дополнению рассказов картинами. Он пишет: "Кто не замечал за собою, что в
памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы
восприняли сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас
картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без
того изгладились бы из памяти".
В школах Швейцарии Ушинский наблюдал, как проводились беседы с детьми на
тему Священного Писания. Он так пишет об этом: "Дети всегда принимают в
них самое живое участие: спрашивают, добавляют, угадывают окончания,
рассказывают, что случилось с ними. Иногда можно слышать один и тот же
библейский рассказ и в малолетнем классе от ребенка пяти лет, и в
выпускном от девушки 18 лет. Но какая разница! Там это наивный детский
рассказ, здесь - критически разобранная, глубоко прочувствованная
страница Библии".
После изучения Священного Писания детей следует ознакомить с
жизнеописанием наиболее великих святых в собственных пересказах или по
литературе, написанной для детей и юношества. Не жалея труда и времени,
родителям надо усердно искать хорошие духовные книги, подходящие для
детей и давать их детям, сообразуясь с возрастом и индивидуальными
склонностями.
Следует вспомнить, что благочестивые поколения древней Руси с детства
начинали чтение духовных книг - Псалтири и других, на которых дети и
обучались чтению. Также и во времена первых христиан Св. Писание не
только читалось, но и изучалось детьми. В детстве его изучали, например,
свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, преп. Макрина, Ориген и
многие другие.
Блаженный Иероним дает одной матери (вдове Лидии) такой совет в
отношении воспитания дочери ее: "Пусть каждый день она прочитывает с
тобою несколько страниц из Евангелия и писаний апостольских и таким
образом подносит тебе каждое утро как бы букет из цветов, собранных ею в
священных книгах. Пусть это будет самой главной заботой ее, самым
привычным делом..."
Одновременно с чтением чисто духовной литературы дети должны читать и
детскую, и юношескую литературу - рассказы и повести, описывающие жизнь
святых или благочестивых детей. К таким книгам относятся, например,
"Святая юность" Е. Поселянина; повести из жизни первых христиан Евгении
Тур; "Камо грядеши", "Хижина дяди Тома" и др.
Из таких книг дети должны черпать примеры жизни в Боге, жизни верою и примеры подвигов ради Христа.
Духовное чтение может идти понемногу, но систематически. Такое чтение
лучше вести совместно с родителями, например, по вечерам, причем
сопровождать его объяснениями и беседами. За такими чтениями дети должны
изучать Новый и вкратце Ветхий Завет (в пересказе для детей) и
знакомиться с церковной историей, жизнеописанием великих святых и прежде
всего тех, имена которых носят.
Чтение с детьми Нового и Ветхого Завета должно сопровождаться разбором прочитанного в приложении к жизни христианина.
Так, например, после чтения истории о жертвоприношении Каина и Авеля
(Быт. 4, 3-5) следует задать детям вопрос - почему не была принята
жертва Каина? И затем следует обратить внимание детей на необходимость
подготовки себя к нашей ежедневной жертве Богу - молитве, на творение ее
в неторопливости, тщательности, в примирении со всеми для того, чтобы
наша жертва - молитва - не была бы отвергнута Богом, как жертва Каина.
При разборе случая, когда Моисей держал свои руки поднятыми к небу и
евреи побеждали тогда амаликитян (Исх. 17, 11), следует детям указать на
ключ к успеху во всех жизненных делах - непрерывно обращаться к Богу за
помощью, как бы держа внутренне руки свои в молитвенном обращении к
Богу и т.п.
Со взрослыми детьми, помимо более легкого чтения, следует понемногу
заниматься разбором основ катехизиса - Символа веры, заповедей Моисея и
блаженств, значения и содержания Таинств, церковных Богослужений и
монашества.
Родителям при этом следует по возможности самим заниматься с детьми их
духовным образованием. Об этом так пишет старец Амвросий одной матери (в
"Письмах к мирянам"):
"Вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с
должной силой убеждения об этом великом предмете (религии). Как мать
чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям,
как умеете. Вас в этом заменить никто не может... другие не знают ваших
детей и их душевное расположение и потребности: и при этом слова матери
более могут действовать на них, нежели слова постороннего человека.
Наставления других действует на ум, а наставления матери - на сердце".
Вечерние чтения и беседы с детьми следует устраивать так, чтобы дети не
тяготились ими. Для этого надо разрешить им во время чтения заниматься
какой-либо ручной и интересной для них работой, как, например,
рисованием, вырезыванием и склеиванием игрушек, для девочек - вышиванием
и т.п. Лишь бы занятия были не суетливы, без разговоров и не мешали
слушать. Обстановка таких вечеров должна быть непринужденной, приятной и
уютной. Чтобы чтение было выразительным, читать следует самим родителям
или кому-либо из старших.
Если читаются жития святых, то следует читать их не подряд, а выбирать
из них наиболее занимательные для детей и богатые эпизодами, выпуская не
подходящие для детей места. Чтобы оживить чтение, следует во время его
задавать детям вопросы: "Как вы думаете, как поступил в этом случае
святой?", или: "Что вы помните про святого, имя которого здесь
упоминается?", или: "Что ответил на это святой?" и т.п.
Игумен Феодосии из Оптиной пустыни в воспоминаниях о своей жизни
рассказывает о том влиянии, которое оказали на него вечера, проведенные
им в детстве около его благочестивой бабушки. Бабушка по вечерам
собирала около себя семью, а сама, занимаясь рукоделием, кого-нибудь
просила читать жития святых. Воспоминания об этих вечерах, согревавших
его душу, осталось у игумена Феодосия на всю жизнь.
В семье родителей старицы Арсении, игумении Усть-Медведицкого монастыря,
был обычай - в праздничные дни собираться в кабинете отца, где
кто-нибудь из старших детей читал Евангелие или жития святых, а отец
объяснял прочитанное. Чтение это и беседы производили на детей глубокое
впечатление.
Когда нет живых духовных руководителей, их заменяют в какой-то мере
книги. Преосвященный Игнатий Брянчанинов в дни своей юности любил читать
жизнеописания великих святых. Это чтение оказало на него решающее
влияние. В своих записках он пишет, обращаясь к Богу: "Твои Пимены,
Сисои и Макарии пленили мою душу". И рано поняв красоту души и подвига
великих святых и полюбив их, свт. Игнатий не дал завлечь себя соблазнам
мира и еще юношей вступил на иноческий путь.
Игумения Арсения рассказывает, что в детстве ее так пленили подвиги
Марии Египетской, что она однажды ночью сделала попытку бежать из дома в
пустыню. По рассказу одной инокини поворотным моментом в ее жизни было
чтение книги свт. Феофана Затворника "Что такое духовная жизнь и как на
нее настроиться", которую она с увлечением прочла 14-ти лет.
Хорошие книги - это лучшие наши друзья и наших детей. Будем сами
посвящать им свое время и будем учить этому наших детей. Книги надо
всегда предпочитать пустым разговорам. Хорошая духовная библиотека - это
наиболее ценное семейное сокровище. Не следует жалеть ни труда, ни
средств, чтобы скопить этот духовный капитал. Она дает нам возможность в
любое время беседовать с величайшими и мудрейшими из людей - с теми, в
которых почивал Св. Дух. Этот духовный капитал неоскудеваем: хорошие
книги можно перечитывать много раз и они не перестают питать нас
духовно, согревать сердце и побуждать нас к добру примерами и обаянием
духовной красоты.
Особенно это относится к чтению Св. Писания: сколько ни перечитывай его,
в нем будут находиться всегда новые, незамеченные ранее мысли - новая
духовная пища. Св. Писание неисчерпаемо, как неисчерпаема истина.
Поэтому истории из Св. Писания, так же как и жизнеописания святых,
следует прочитывать с детьми не один раз, а периодически повторять их.
Следует выделить чтение Евангелия, которое производит особое действие на
душу, как слова Самого Господа. Евангелие одухотворяет, как
одухотворяет молитва. Преп. Серафим имел обыкновение каждый день
прочитывать по одному Евангелисту. Читал он Евангелие всегда стоя.
Многие из подвижников так часто читали Евангелие, что знали его
наизусть. Имеется много рассказов о том, как начало регулярного чтения
Евангелия преображало и исцеляло душу человека.
Евангелие или лучше весь Новый Завет в хорошем переплете с
соответствующими надписями-пожеланиями следует подарить каждому из
детей, как первый из подарков еще при крещении ребенка. И чтение
Евангелия должно войти в ежедневную обязанность для взрослых детей. Если
неудобно утром, то можно читать его вечером - перед молитвой.
"Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и
пожнет",- говорит ап. Павел (2 Кор. 9, 6). Каждая новая страница в
духовной книге, прочитанная нашим ребенком, - это доброе семя, брошенное
в его душу.
Не будем же ленивы и беспечны: будем стараться усердно засевать эти
семена. Господь Сам позаботится, чтобы эти семена взошли и созрела
духовная жатва, когда по Его обетованию "и сеющий и жнущий вместе
радоваться будут" (Ин. 4, 36).
ОГРАЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ КНИГ МИРА
| Горе миру от соблазнов. |
| Мф. 18,7. |
|
Вместе с заботой о подборе для детей хорошей духовно питающей литературы
следует оберегать их от книг, могущих неблагоприятно повлиять на их
души.
Из литературы для детей младшего возраста следует обратить внимание на
сказки. Есть много сказок и рассказов, где автор выводит бесов в
шутливом тоне (например, Гоголь). На первый взгляд - что особенно
плохого может быть в таких сказках?
Диавол и его темные полчища - враги человека, по словам Самого Господа
(Мф. 13, 28), и поэтому нельзя рисовать их детям в качестве глуповатых
или смешных существ. При правильной духовной настроенности христианин
должен быть всегда бдительным против своего врага и не обманываться в
отношении его силы, злобы, коварства. Преп. Серафим говорил, что если бы
благодать Божия не охраняла людей, то сатана одним когтем смел бы с
лица земли все человечество.
Привитие же с детства пренебрежительного отношения к темной силе
притупляет в дальнейшем нашу бдительность и ведет к тому, что христиане
не учатся борьбе с темной силой, ставящей себе цель лишить человека
радости вечного блаженства. Кроме того, самое произношение при чтении
богопротивного имени нельзя одобрять, это может привести к привычке
употреблять его легкомысленно в разговоре.
Вместе с тем, детям младшего возраста нельзя рисовать бесов в их
истинном свете, так как это будет устрашать детей и делать их пугливыми.
Для маленьких детей вообще не должно существовать темной стороны жизни.
Когда дети подрастут и не будут пугливы, тогда надобно рассказать им
про истинный характер темных сил и про способы борьбы с ними, пользуясь
для этого литературой с описанием богатого опыта святых и подвижников в
этом отношении.
Особенно тщательно следует оберегать детей всякого возраста от чтения
книг кощунственного характера, богоборческих, безнравственных и сеющих
нечистые образы. Чтение богоборческих книг недопустимо не только для
детей, но и для взрослых: наша вера - дар Божий, так как "никто не может
назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым",- пишет ап. Павел (1
Кор. 12,3).
Поэтому испытывать крепость своей веры чтением богоборческих книг грешно
по заповедям Спасителя: "Не искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4, 7).
Известен рассказ про Антония Великого, который убежал от пришедшего к
нему еретика: таким образом, даже великий святой не рисковал испытывать
крепость своей веры.
Нечистые же образы безнравственных книг способны так глубоко западать в
душу, что могут жить там до смерти и не исчезают из памяти, грязня наше
воображение. Поэтому один греческий мудрец говорил: "Я не столько хотел
бы иметь дар хорошей памяти, сколько способность забывать".
Но не только подобная литература вредна для наших детей. Всякая книга,
написанная безбожником, носит отпечаток безбожного миросозерцания ее
автора и в какой-то мере побуждает читателей смотреть на мир его
глазами. Блаженный Иероним так пишет одной матери: "Оберегайте дитя свое
от всех чтений, которые вносят в недра христианской души понятия и
вкусы языческие". Поэтому родителям следует учитывать отрицательное
влияние значительной части современной детской литературы.
Возьмем, например, сочинения Марка Твена, который считается детским классиком и которым зачитываются все мальчики.
В произведениях "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри
Финна" Марк Твен выводит яркие типы двух мальчиков, которые в глазах
молодого поколения овеяны героизмом. На первый взгляд им свойственен ряд
положительных черт характера: мужество, самостоятельность, сострадание к
обиженным и др. Этим мальчикам, вероятно, будут подражать многие
молодые читатели.
Но на самом деле здесь выводятся дети антихристианского характера, у
которых тление греха прикрыто личиной доблести. Для мальчиков не
существует религии и Бога: непослушание и обман - основные черты их
поведения по отношению к старикам. Мальчики курят, воруют куриц,
вступают в яростные драки и все это возводится автором в какую-то
доблесть.
В книгах М. Твена встречаются рассуждения относительно молитв и Промысла Божия, полные насмешек над религией.
В произведении "Принц и нищий" Марк Твен среди ряда светских людей
выводит одно духовное лицо - отшельника, но он выводится безумным и
грозит смертью принцу.
В произведении "Гимназисты" Н.Г. Гарина описывается, как постепенно
мальчик сбрасывал с себя "цепи религии". Окончательно потеряв веру,
гимназист (очевидно, сам автор) иронически говорит: "Мне говорили, что
без религии нет морали; а вот я не верю, но не имею потребности ни
убивать, ни грабить". И "оправдана премудрость чадами ее" (Мф. 11, 19) [1].
Один из приемов сатаны для достижения обладания душой человека - это
заставить его забыть о Боге. "Трепещу, - пишет св. Василий Великий,-
чтобы по невнимательности ума или по занятию суетным не отпасть от любви
к Богу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас и мирскими приманками старается
произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших
ругается". И не ругается ли так громадная масса современной
беллетристики, в том числе и детской?
И нельзя закрывать глаза на то, что подобная литература, написанная
авторами безбожного миросозерцания, будет если не отравлять, то во
всяком случае подавлять духовную жизнь детей.
Родители не в силах в полной мере уберегать от соблазна своих детей, и
чем старше становятся дети, тем труднее это делать. Но и здесь, как и во
всех сторонах воспитания, родители должны сделать все от них зависящее.
Прежде всего они должны сами подбирать для детей ту литературу, которая
питала бы детей духовно. При недостатке такой литературы (а ее
сравнительно мало) следует подбирать такие книги, которые были бы
написаны если не живыми по духу христианами, то хотя бы не врагами
христиан и были бы по духу близки к христианству (например, Диккенс).
"Кто не против вас, тот за вас",- сказал Господь (Лк. 9, 50).
В отношении же писателей вроде Марка Твена, Уэллса и т.п. надо
стараться, чтобы такой литературы дети читали меньше и по возможности
менее, чем здоровой по духу.
Вместе с тем, надо раскрывать детям истинное лицо ее авторов и ее
героев, их безумие ("Сказал безумец в сердце своем: нет Бога", Пс. 13,
1) и порочность их миросозерцания. Книги же богоборческого духа, вроде
"Гимназистов" и "Студентов" Н.Г. Гарина-Михайловского должны тщательно
устраняться и не попадать в руки детям.
Говоря о современном увлечении светской литературой, старец Амвросий
Оптинский дает такой совет одной воспитательнице: "В благие минуты можно
сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов должна читать
духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора - что
можно родиться из пыли и что люди прежде были обезьяны".
Из этих слов старца Амвросия видно, что опасность соблазна грозит нашим
детям и от той части современной науки (точнее, лженауки), преподаваемой
в школах, которая носит явно богоборческий характер, сеет ложь и
обольщение мнимым могуществом человеческого разума.
Современные христиане находятся в отношении обучения детей в том же
положении, что и первая христианская церковь среди господствовавшего
языческого мира. И тогда христианские наставники предупреждали детей о
необходимости критически относиться к материалу, который им преподавали.
В сочинении "К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
свт. Василий Великий пишет: "Не без разбора брать от языческих учителей,
а только полезное. Ибо стыдно, отвергая вредное в пище, не делать
никакого разбора в науках, которые питают нашу душу".
Основным противоядием языческой философии христианские родители считали
благочестивое воспитание в семье и старались помимо школы давать
духовное образование детям сами.
Так воспитывался, например, Ориген. Когда он был мальчиком, отец
ежедневно заставлял его заучивать Священное Писание и потом
пересказывать. Эти занятия увлекали Оригена, и он удивлял отца своими
богословскими вопросами. Отец был счастлив успехами и духовным
настроением мальчика. По рассказам отца, он нередко ночью тайком
открывал грудь Оригена и целовал ее как "святилище Духа Божия".
Будучи еще 16-летним отроком, Ориген уже укреплял своего отца
Леонида-исповедника и сам стал бы добровольно мучеником, если бы не был
насильственно удержан от этого матерью, которая, не надеясь на свои
уговоры, прятала его одежду. Не имея поэтому возможности выходить из
дома, он писал в тюрьму своему отцу и просил не тревожиться за
будущность его большой и материально бедной семьи. Когда Леонид был
обезглавлен за исповедание Христа, 16-летинй Ориген начал преподавать и
стал опорой матери и шести младших братьев.
Для таких, каким был юноша Ориген, не могла быть опасной языческая
школа. И у нас духовное воспитание детей должно стать основным средством
для сбережения их от влияния атеизма из лженауки и литературы. Укрепляя
веру наших детей всеми доступными нам способами (таинства, молитва,
духовная среда и духовное чтение), мы можем рассчитывать на обетование
Спасителя для уверовавших в Него: "...и если что смертоносное выпьют, не
повредит им" (Мк. 16, 8).
|
|
1.
Впрочем, в дальнейшем автор сам опровергает себя. Его герой-гимназист,
ставший студентом, начинает свою половую жизнь насилием над горничной.
Вероятно, здесь автор не постеснялся нарисовать картину из своей личной
жизни - ярко характеризуя героя, сбросившего "цепи религии". ^ |