Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. | |
Мф. 11, 25. |
Необходимо отметить, что далеко не вся литература, посвященная вопросам
религии, имеет одинаковое значение для души христианской и ее цели в
жизни - стяжания Святого Духа Божия.
Можно питать мыслями ум, не затрагивая чувств сердца, и тогда мало
пользы для христианина в отношении очищения его сердца от страстей и
пристрастий и возращения в нем христианских добродетелей.
Надо помнить слова ап. Павла, что "знание надмевает, а любовь назидает" (1 Кор. 8, 1).
Поэтому следует предупредить тех христиан, которым импонирует богатство
богословской эрудиции и они забывают о значении сердца: здесь опасность
жизни чисто умозрительной.
О частой бесплодности такого труда для души христианской так говорит
схиархимандрит Софроний в своей книге о старце Силуане:
"Богослов-интеллектуалист о писаниях старца, возможно, скажет: я не вижу
здесь богатства богословской мысли; я не вижу здесь догматического
ведения. Так скажет он потому, что его духовность принадлежит иному
плану религиозной жизни.
Богослов-рационалист занят множеством проблем и ищет разрешения их на
путях рассудочного умозрения. Его подлинный религиозный опыт невелик,
главный опыт его принадлежит сфере рассудка, а не живого Богообщения.
Свою научную эрудицию и рассудочный опыт он считает духовным богатством и
ставит его настолько высоко, что всякий другой опыт в его глазах
отступает на второстепенный план.
Для человека подлинно религиозного, ищущего живого Богообщения, живущего
Богом, очевидна наивность увлечения рационалиста. Он недоумевает в
каком-то смысле - не понимает, как может умный человек удовлетворяться
своими домыслами и отвлеченными построениями.
Здесь надо вспомнить и о том, как сурово отзывался старец Варсонофий
Оптинский о тех богословских науках, которые преподавались в его время
(начало XX столетия) в семинариях и духовных академиях.
Он говорил: "Держитесь духа. Смотрите, в семинариях и духовных академиях
какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна
зубрежка без чувств и смысла.
Семинаристу странно, непонятно пойти в церковь одному, стать в стороне,
поплакать, умилиться, ему это дико" (Дневник иером. Никона Оптин. пуст.,
1907-1908 гг.).
Читать для знания - одно дело, а читать для назидания - другое. При
первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только
из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте,
стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же,
что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и
растить, а не насыпать ее, как мешок.