Известна любовь православного народа к
монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в
каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие
для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу
Божию над восстановлением или благоустройством обители.
В монастыре более строгая дисциплина, чем
на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются
любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских
правил.
Возглавляет монастырь священноархимандрит -
правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.
Однако непосредственно управляет
монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В
древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь
управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности
монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько
выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать
академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.
Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении
все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно
направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит
духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно
должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных
дарований).
Из опытных братий выбираются: казначей
(отвечает за хранение и распределение с благословения наместника
пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений,
утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную
жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),
келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный
(отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за
исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и
обычно пожилых монахов.
Для того чтобы верно обратиться к
насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть
послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи
(монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов
имеет священный сан (служат диаконами, священниками).
Обращение в монастырях выглядит следующим образом.
В мужском монастыре. К наместнику
можно обратиться с указанием его должности ("Отец наместник,
благословите") или с употреблением имени ("Отец Никон, благословите"),
возможно и просто "батюшка" (употребляется редко). В официальной
обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник - архимандрит или
игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят:
"отец наместник", "отец Гавриил".
К благочинному обращаются: с указанием
должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"),
"батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратимтесь к отцу
благочинному") или "отец... (имя)".
К духовнику обращаются: с употреблением
имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что
посоветует духовник", "что скажет отец Иоанн".
Если эконом, ризничий, казначей, келарь
имеют, священнический сан, к ним можно обратиться "батюшка" и спросить
благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят:
"отец эконом", "отец казначей". Иеромонаху, игумену, архимандриту можно
сказать: "отец... (имя)", "батюшка".
К монаху, имеющему постриг, обращаются:
"отец", к послушнику - "брат" (если послушник в преклонном возрасте -
"отец"). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется
приставка "схи" - например: "Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит".
В женском монастыре. Игумения, в
отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право
благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким
образом: "мать игумения"; или с употреблением имени: "мать Варвара",
"матушка Николая" или просто "матушка". (В женском монастыре слово
"матушка" относится только к игумений. Поэтому если говорят: "Так
считает матушка", подразумевают игумению.)
В обращении к монахиням говорят: "мать
Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации можно просто
"матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае преклонного
возраста послушницы возможно обращение "матушка") [1].
Монастырь - это особый мир. И нужно время,
чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку эта книга
предназначена для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно
соблюдать в монастыре при паломничестве.
Придя в монастырь паломником или
трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и
неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные
привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не
вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два
слова - "прости" и "благослови".
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие келий, кроме случаев,
когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух
молитву: "Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий
помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших...").
Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить
немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его
работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и
словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси,
Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают
порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают
"Аминь", за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только
при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих
послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной
жизни и любовь к братии.
Примечание: |
[1] Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).