Семейная жизнь - частное дело каждого. Но
поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о
церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее
благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь
Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание
определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы
домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя. Поскольку имя
православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим
небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по
возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня;
Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление
ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным.
Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в
семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо
также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок
и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в
подлинную страсть, догорая умаляет любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира церковного человека
должны являть собой пример житейской и духовной сообразности.
Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного
обихода, мебели - значит видеть меру духовного и материального, отдавая
предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще
должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая
вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает
на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти
компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять
по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца,
матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу - это
целое духовное искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным
центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью,
должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний
иконостас), ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а
также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно
вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство:
войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с
обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной
для верующих формы приветствия. Входящий произносит: "Молитвами святых
отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", на что
хозяин отвечает: "Аминь"; либо гость говорит: "Мир вашему дому", а
хозяин отвечает: "С миром принимаем".
В квартире церковного человека духовные
книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими,
светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную
газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в
негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.
Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат
столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения
языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и
т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя
желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить
восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в
радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая
гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения [1],
церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно
продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди
имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди.
Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и
скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или
же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не
бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый -
на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему
на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о
святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.
При крещении крестная мать дарит
ребенку-крестнику "ризки" (ткань или материю, в которую завертывается
младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и
ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек - розовый, для
мальчиков - голубой. Крестный отец кроме подарка по своему усмотрению
обязан приготовить новокрещенному крестик и оплатить крестины. Оба - и
крестный отец, и крестная мать - могут сделать подарки матери ребенка.
Свадебные подарки. Обязанность
жениха - купить кольца. По старинному церковному правилу для жениха
необходимо золотое кольцо (глава семьи - солнце), для невесты -
серебряное (хозяйка - луна, светящая отраженным солнечным светом). На
внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения.
Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные
буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты -
начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте жених
делает по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста и ее
родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.
Если на свадьбе будут посаженные отец и
мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после
венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит
посаженный отец) и хлебом-солью (предлагает посаженная мать). По
правилам, посаженный отец должен быть женат, а посаженная мать замужней.
Что касается шафера, то он должен быть
непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха,
так и со стороны невесты).
Перед отъездом в церковь шафер жениха
вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для
девицы-невесты - из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или
второбрачной) - из белых роз и ландышей.
При входе в церковь впереди невесты, по
обычаю, идет мальчик пяти - восьми лет, который несет икону.
Во время венчания главная обязанность
шафера и подружки - держать венцы над головами жениха и невесты. Это
бывает довольно трудно - продержать венец с поднятой вверх рукой в
продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между
собой. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся
справа (то есть за женихом), а со стороны невесты - слева (то есть за
невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне
неприличным.
Главным распорядителем на свадьбе является
шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора
денег, которые затем жертвуются в церковь на богоугодные дела.
Тосты и пожелания, которые произносятся на
свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь
духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о
том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены,
согласно Евангелию; о том, как построить семью - домашнюю церковь и т.д.
Свадьба церковных людей проходит с соблюдением требований
благопристойности и меры.
Наконец, несколько замечаний о времени,
когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть
наружного выражения чувства печали по усопшему. Различают глубокий
траур и обыкновенный траур.
Глубокий траур носится только по отцу,
матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери
продолжается один год. По деду и бабушке - шесть месяцев. По мужу - два
года, по жене - один год. По детям - один год. По брату и сестре -
четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца.
Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура
по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из
гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью
остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от
умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в
особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.
Вообще в православных семьях без
благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения.
Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить
благословения отца и матери: "Мамочка, я ложусь спать, благослови меня".
И мать, перекрестив дитя, говорит: "Ангела хранителя тебе на сон".
Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) - на всех
путях его хранит родительское благословение. Если это возможно,
родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед
своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые
мощи. Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в
род.
Неисчерпаемо бездонное море церковной
жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые
начертания церковного этикета.
Прощаясь с благочестивым читателем, просим его молитв.
Примечание: |
[1] В православных семьях дни рождения отмечают менее торжественно, чем именины (в отличие от католиков и, конечно, протестантов).