- Во второе
воскресенье после Святой Пасхи Православная Церковь вспоминает явление
Господа нашего Иисуса Христа апостолу Фоме, когда тот усомнился в
Воскресении Господа. Христос не отверг немощного ученика и показал ему
язвы на руках и ногах (Ин. 20, 24-29). Как же ныне быть человеку, если
он хочет убедиться в существовании Бога? Что делать нам, обыкновенным
людям, для укрепления веры?
- Желание вполне справедливое. Вера
человека должна быть осмысленна, выстрадана. Бог должен быть понят
человеком, должен открыться человеку. Человек должен найти Бога, только
тогда он сможет верить, и не просто верить, но идти в этой жизни за
Христом путем исполнения евангельских заповедей.
- А как искать веру, где ее найти?
- Для человека, ищущего Бога, ищущего
истину, вся жизнь наполнена этим святым исканием. И, скорее, не мы ищем
и находим Бога, а Бог Сам открывается нам. Потому Священное Писание и
называется Божественным Откровением, что Господь открывает нам Свои
истины. Вот и человеку, ищущему Бога, нужно обратиться к первоисточнику
христианства - Священному Писанию.
Новый Завет для очень многих явился
откровением Бога. Часто люди, с которыми мне приходилось встречаться,
признавались, что впервые задумались о высших истинах, прочитав
Евангелие или даже какой-то отрывок из него. У меня самого в жизни было
так: в тот период, когда я искал смысл жизни, я встретил человека,
который протянул мне святое Евангелие. Я взял его и прочитал. И
действительно, мне открылось очень многое. После прочтения осталась
такая мысль: я не знаю, Что такое Бог, Кто такой Бог, но жить нужно
именно так, как учил Христос. Образ Христа, любящего людей Учителя
жизни, уже навсегда запечатлелся в моем сердце.
- То есть, для Вас Евангелие стало
теми язвами, которые показал Христос усомнившемуся апостолу Фоме.
Почему же все-таки люди верят Евангелию?
- В Евангелии заключена какая-то
непостижимая сила, удивительная, неземная красота. Современный богослов
архиеп. Иоанн (Шаховской) в одном из своих писем говорит, что всякое,
хотя бы даже небольшое прикосновение к Слову Божию, к Евангелию уже
очень много значит для человека. Евангелие - действительно книга жизни:
его святые слова дали жизнь миллионам и миллиардам людей в мире.
- Есть ли другие способы познания Бога?
- Господь открывается человеку на
путях его жизни по-разному: через обстоятельства, через встречи с
людьми, через слова и даже глаза какого-то человека. Святитель Феофан
Затворник говорит, что, кроме мира людей, рядом с нами существует, по
крайней мере, еще два мира: мир природы, Божьего творения, где Господь
открывается через каждый цветок, каждый листочек, звезду, и мир Церкви -
православный храм.
- Что же такое православный храм?
- Храм - это дом Божий, это такое
место на земле, в котором пребывает Господь во всей Своей полноте, это
особое место свидетельства Бога о Себе. И поэтому любой человек,
переступающий порог православного храма, чувствует, что он вошел не в
простое здание, но что это место особое, здесь душа встречается с небом.
- А может ли это почувствовать человек, который не крещен, который не верует в Бога?
- Это может почувствовать любой
человек; и мне приходилось слышать о том, как в трудные минуты даже
неверующие люди шли в храм и получали там помощь, поддержку и утешение,
чувствуя, что Кто-то находится рядом с ними - Кто-то любящий, родной и
близкий говорит с их сердцами, утешает и успокаивает их.
- Человек, в первый раз переступающий порог храма, порой даже не знает, как себя вести. Что Вы ему посоветуете?
- Я посоветую ему обратиться к
священнику, т. е. к человеку, который специально поставлен Богом для
того, чтобы свидетельствовать людям о Боге. Нужно не стесняться и не
бояться подойти к батюшке, задать свои вопросы.
Только вчера был такой случай: одна
восемнадцатилетняя девушка обратилась ко мне с несколькими
незначительными вопросами о Боге, о вере. Мы с ней долго говорили, затем
она ушла. А сегодня пришла вновь. Я спросил ее: "Что же ты вынесла в
своем сердце после нашей беседы?" И она мне ответила: "Батюшка, Вы
знаете, произошло чудо: для меня теперь существует только вера, только
то, что связано с Богом, все остальное как бы отступило, отошло на
второй план. Мне совсем неинтересно все то, что было интересно раньше, и
у меня только одна мысль: я хочу знать Бога, хочу знать истину, хочу
быть с Богом и в Боге".
- Человек,
который задумывается над смыслом бытия, не может пройти мимо вопросов
веры. Но что такое вера? Может быть, она заложена в человеческой природе
и без веры человек жить не может- он рождается с потребностью верить?
Бывают ли такие случаи, когда вера рождается из-за страха мучений в аду?
- Это совершенно исключено. Так
свойственно думать людям неверующим, не знающим веры. Часто говорят о
какой-то слепой вере,- никакой слепой веры не может быть. Бывает слепое
неверие: человек не знает, потому и не верит. Верить можно только
осмысленно, только "зрячая" вера может быть действительно верой. Вера в
Бога - это любовь к Богу; любить из страха наказаний и мучений в аду
невозможно. Иногда действительно человека удерживает от греха страх
наказаний, но это совсем другое. Есть разные степени побуждения, разные
соображения, по которым человек не делает греха.
Совершенная вера - это любовь к Богу. Бог есть любовь
(1 Ин. 4, 8). Христианин, духовно здоровый, не делает греха не потому,
что его кто-то накажет, а потому что боится оскорбить любящее его
Существо,- вот это действительно вера.
- Но Что же такое Бог. Какие качества присущи Ему?
- Бог есть Личность. Бог есть Существо. Сущий,-
называет Ветхий Завет Бога. Бог существует, следовательно, Он не
абстракция, Он обладает присущими Ему качествами. Эти качества -
премудрость, благость, всеведение и прежде всего любовь. Это самое
главное Его качество: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Бог выходит
за границы материального мира, за границы чувственного мира, Его нельзя
потрогать, увидеть, услышать, но Его можно почувствовать сердцем, можно
полюбить. Если мы не видим Бога, это не значит, что Его нет. Это значит,
что наше сердце недостаточно зрячее.
Господь говорит: Я путь и истина, и жизнь
(Ин. 14, 6). Господь есть жизнь. Для христианина Бог - реальность,
Личность. Мы не только верим в Бога, мы знаем, что Он есть, мы любим
Бога, мы общаемся с Ним в молитве. Как человек говорит с человеком, так
душа говорит с Богом, ищет волю Божию и получает ответы, чувствует, что
Бог - Существо великое и прекрасное.
Человек имеет бессмертную душу, созданную
по образу и подобию Божию. Душа, как существо духовное, стремится к
Богу, и этим объясняется то, что люди, даже неверующие, испытывают
какую-то смутную тревогу, неудовлетворенность всем земным, желание
чего-то высшего. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит, что во всех
гениальных произведениях великих художников, музыкантов, поэтов звучит
тоска по вечности, тоска по чему-то прекрасному, высокому, в конечном
счете,- тоска по Богу. Но гении земли, возбуждая в человеке эту тоску,
не дают ответа о том, как достигнуть Бога, как прийти к Богу. Ответ на
это дает только Евангелие, только христианство.
Человек, который не молится, и не понимает
радости молитвы, Бога действительно не знает, хотя, может быть, верит в
Бога. Для такого человека Бог - абстракция. По мере углубления в
духовную жизнь, по мере вхождения в нее через молитву все больше и
больше открывается перед человеком Бог. Бог - это откровение. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал
(Ин. 15, 16),- говорит Он. Он выходит к нам первый, Он встречает нас на
разных перепутьях жизни, только мы должны открыть Ему свои сердца, и
тогда войдет в наше сердце это дивное чудо - Господь.
- Господь мой и
Бог мой (Ин. 20, 28),- именно так сказал апостол Фома, осязав раны
Христа, т. е. он обратился к Богу, стал говорить с Ним.
- В познании Бога важен опыт живого
общения с Ним. Недостаточно просто слышать или читать о Боге, необходимо
обратиться к Самому Спасителю. Человеку неверующему, но ищущему Бога
святитель Феофан Затворник советует даже обратиться к Нему с такой
молитвой: "Господи, если Ты есть, откройся мне ". Знаю по себе, что
такая молитва бывает очень сильной. Может быть, не сразу это произойдет,
но Господь услышит и откроется.
- Батюшка, что бы Вы пожелали нашим читателям?
- Конечно же, богатства веры, потому
что вера в Бога есть бесценная жемчужина, которую человек ищет всю
жизнь, и где бы он ни искал ответов на самые сокровенные свои вопросы,
нигде, кроме Христа, кроме святого Евангелия, он их не найдет.
|