- Многие
считают, что время поста - тягостное, унылое: ни повеселиться, ни поесть
вдоволь. В храме - кругом полумрак, царские врата закрыты, облачение
священников - темное. Великопостные будничные службы отличаются особым
покаянным пением, и лица у молящихся какие-то скорбные. Для чего все
это? Ведь в нашей жизни и так мало радости.
- Я не совсем согласен с тем, что
пост - это скорбное, печальное время. Да, пост - это печаль, покаянная
печаль, но вот удивительное дело! - печаль эта радостотворная, как
назвал ее преподобный Иоанн Лествичник. В одном из церковных песнопений в
начале поста говорится: "Постимся постом приятным, благоугодным
Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости
отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления -
сих оскудение пост истинный есть и благоприятный". То есть не тоска и
скорбь - душа поста, а уклонение от зла, от всего нехорошего, что есть в
нашей жизни. И когда человек удалит из своего сердца грех, зло, которое
и является всегда началом скорби и болезни, тогда в сердце воссияет
благодатная, светлая радость.
- Я думаю, не лишним будет
напомнить об употреблении пищи во время Великого поста: что можно
вкушать, а что нельзя, ведь разночтений здесь очень много.
- Пост не есть голодовка. Так
неправильно думать. Пост есть ограничение в излишнем, потому что на
самом деле организм наш требует гораздо меньше пищи, чем мы даем ему
каждый день. И если мы удалимся от так называемой скоромной пищи, т. е.
не будем употреблять пищу животного происхождения: мясную, молочную,
яйца, рыбу - а будем употреблять пищу растительного происхождения, то
увидим, что здоровье наше нисколько от этого не пострадает. И наука
говорит, что при таком питании оно даже улучшается.
- Батюшка, но ведь среди нас больные, немощные люди. Есть ли для них какие-то послабления?
- Несомненно, есть. Мы не телоубийцы,
а страстоубийцы, как сказал один святой, и поэтому поститься в ущерб
своему здоровью - это крайность, это грех. Церковь всегда делала
послабления для тех людей, у которых слабое здоровье. Преподобный
Варсонофий Великий говорит, что когда человек болен, то если будет и
десять раз в день есть, не согрешит.
Что касается количества пищи, то каждый
должен устанавливать для себя такую норму: с одной стороны, не давать
телу лишнего, а с другой стороны, давать телу должное. Относительно
качества пищи: при некоторых заболеваниях, как правило, благословляется
ослаблять пост, например, людям с больным желудком, а также беременным
женщинам или младенцам. Но всякий раз лучше это делать с благословения
священника.
- А пост духовный предполагает
ограничение себя в развлечениях, в получении той светской, не всегда
благостной информации, которая поступает через телепрограммы и прессу?
- Церковь всегда учила, что пост
духовный гораздо важнее поста физического, потому что пост без молитвы -
это голодовка. Если человек не удалится на время поста от каких-то
ненужных встреч и бесед, то ему просто некогда будет молиться, и пост
пройдет впустую. Смысл удаления от зрелищ и развлечений заключается в
том, чтобы человеку найти хоть немного времени в году, когда
устранившись от созерцания земли, ее событий и дел, он немножечко
побудет самим собой, останется наедине со своей душой, наедине с Богом,
когда он может подумать о своих грехах, о вечности, о таких ценностях, о
которых люди мало говорят в повседневной своей жизни. Имено в этом
смысл духовного поста.
Пост - время покаяния, время собирания
духовных плодов и при этом - время радости, благодатной, духовной
радости. Если мы не будем поститься, мы не сможем понять радости
Воскресения Христова, Пасхальной радости. В одной книге о святой
Афонской горе приводится такой рассказ.
Дело было на Пасху. На Афоне есть
отшельники, анахореты, которые приходят на праздники в монастыри. После
пасхальной службы в одной обители, когда братия пошли в трапезную, один
послушник увидел отшельника, который сидел и ел корочку хлеба.
Послушник, удивившись, воскликнул: "Отец! Сегодня же праздник, зачем ты
ешь этот хлеб? Пойдем вместе с нами в трапезную, ведь сегодня Пасха".
Отшельник посмотрел на него внимательным, любящим взглядом и сказал: "А у
меня всегда Пасха..."
Очень важно понять связь поста и Пасхи,
связь покаянного плача и радости возрождения души. Понять это поможет
нам Великий пост, если мы хоть в какой-мере возревнуем подъять на себя
его труд. Время Великого поста есть время особого труда над своей душой,
время подвига, время молитвы; можно сказать, что это время
богопознания. Человек, который не трудится над собой, проходит мимо
Великого поста, мимо любой работы над собой,- не будет знать Бога,
впадет в ересь. Если вы видите еретика, если вы видите неправославного
человека, даже если вы видите нецерковного человека, знайте, что он не
живет по Евангелию, хотя, может быть, и много говорит о Евангелии.
Человек постящийся, человек подвизающийся, человек трудящийся - это
человек Божий, человек, в сердце которого - Господь, это человек,
знающий Бога и знаемый Богом.
|