- Помни последняя твоя и во веки не согрешишь
(Сир. 7, 39). Многие считают, что воспоминание о последнем часе отравит
их земную жизнь. Но это вовсе не так. Память о смерти освящает дни
земной жизни человека. Вечное освящает настоящее. Память о смерти - как
бы лучи, сияющие из вечности в настоящее. Они согревают нашу душу,
одухотворяют ее. Человек, взор которого устремлен в вечность, совсем
иначе оценивает земную жизнь.
"Каплям подобно дождевным, злии и малии
дние мои, летним обхождением оскудевающе, помалу исчезают уже" -
говорится в каноне на исход души из тела. Скоротечно бегут минуты нашей
жизни, из них слагаются часы, месяцы и годы. Мы и не заметим, как минует
наша жизнь, как мимо нас стремительным вихрем пройдут все ее суетные
события, великие и малые, почти не оставив никакого следа в сердце.
Кажется, совсем недавно мы были молоды,
наслаждались всеми радостями жизни, а теперь уже на висках серебрится
седина, знаменуя закат жизни, начало старости, близость смерти. Скоро,
очень скоро, гораздо быстрее, чем кажется, настанет последний день. Он
придет внезапно, как вор в ночи, когда его никто не ждет. Предстанет
перед нами грозный вестник смерти и поведет душу за собою. Туда, откуда
уже не возвращаются. Тогда настанет пробуждение от сна земной жизни и
все пережитое, все, что так заботило и волновало нас, все сладкое и
горькое, покажется нам не более, как ночным сновидением. Все суета сует,- сказал Екклезиаст.- Род
проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и
заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к
югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и
возвращается на круги свои. Все реки текут в море, но море не
переполняется (Ек. 1, 2, 4-7).
Подобно каплям этих рек текут минуты нашей
жизни в океан вечности. И ничто, и никто не в силах удержать бег этих
минут. Неудержимо бегут минуты, но от нас и только от нас зависит то,
чтобы малая минутка временной земной жизни претворилась в минуту вечной
радости. Сможем ли мы сообщить этому крошечному мгновению времени
вечный, непреходящий смысл - зависит только от нас. "Если мы не увидим
Бога в этой жизни, то не увидим Его и в будущей",- сказал преподобный
Симеон Новый Богослов. Блажен и преблажен познавший эту истину. Блажен и
преблажен тот, кто понял значение маленькой минуты, тот, кто каждую из
минут своей земной жизни стремится посвятить Богу и вечности, тот, кто
понял, что спасение души совершается не когда-то где-то потом на
Страшном Суде, а именно сейчас, в эту самую минуту: того, что было, уже
нет, а то, что будет, еще не пришло, и мы не знаем, будет ли. Только
сейчас, в этот миг, мы живем. Только "сейчас" реально и только "сейчас"
открывается перед нами вечность в своем небесном сиянии.
В своем ослеплении человек полагает, что
смерть еще далеко. Но на самом деле грань между временным и вечным очень
мала, очень незначительна и тонка, что лишь один малый поворот судьбы -
и для нас начнется следующий век в вечности. Если наше "сейчас" было
заполнено суетой, оно будет отнято Богом, вычеркнуто из вечности, канет в
небытие. Эта минута, потраченная впустую, осудит нас там, где за всякое
праздное слово подлежит дать отчет.
Жизнь человека подобна дереву: весной оно
зеленеет, цветет, благоухает молодостью и красотой, и, кажется, многие
века будет непоколебимо стоять, раскинув свою широкую крону. Но ближе к
осени начинает дерево ронять свои листья. Один за другим падают они с
ветвей золотым дождем. А потом приходит зима, и листьев на дереве больше
нет. Они умерли. Дерево же спит беспробудным сном, ожидая новой весны и
пробуждения. Листья дерева - это образ проходящих минут нашей жизни.
Так же, как это дерево, живет человек: живет и умирает, ожидая
пробуждения в вечности.
Оглядываясь на прожитую жизнь, каждый из
нас вспоминает очень многих близких людей: друзей и знакомых. Вспоминает
тех, которые шли по пути этой жизни рядом с нами и тех, которые
встречались на ее шумных улицах, распутиях и площадях. Увы, многих из
них уже нет с нами. Они ушли. Они уже в вечности. Взирая на нас с
недоступных высот, они ждут нашей молитвы. Молитва - это ниточка любви,
которая связывает нас с ушедшими близкими. Они не умерли, они живы. Ведь
в Боге живы все. Мы, христиане, верим, что там мы встретимся со всеми
теми, кого любили и кто был нам дорог, кого мы слушали в этой земной
жизни, и с теми, кто любил и слушал нас. Верим, потому что "Христос
воскресе из мертвых, смертию смерть поправ".
Зерно, упавшее в землю, если не умрет,-
не оживет (Ин. 12, 24). Умерев же, оживет непременно, поэтому
христианин не боится смерти. Христианин верит в Воскресение. Для него жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Он желает разрешиться и быть со Христом(Флп.
1, 21). Но, чтобы не пойти против воли Божией, терпеливо ждет, когда
придет его час, и божественный вестник поведет душу за собой в иную
жизнь, жизнь будущего века.
Земная жизнь дана человеку только для собирания вечного богатства, и не для чего иного, поэтому смерть грешников люта (Пс.
33, 22). Поистине люта смерть тех, кто отрицал Бога, кто не признавал
вечность, кто в этой жизни не позаботился о том, чтобы познать бесценные
евангельские истины и полюбить их. В минуты, когда предстанет душе
такого человека Ангел смерти, не будут приняты лукавые отговорки о том,
что никто не говорил ему о Боге, что он не читал Евангелие. Скажите,
можно ли не заметить солнце? Если это невозможно, то как же можно не
заметить Солнце вселенной - Христа? Лишь слепой и бесчувственный человек
не заметит этого.
Страшатся приближения смертного часа
лукавые сыны века сего. Все их надежды, великие, так и не сбывшиеся
планы, имеют печальный конец. Рушится сусальное земное благополучие,
исчезают человеческие почести и суетная земная слава. Бесславно и мрачно
заканчивается их пустая и никчемная жизнь. У порога смерти приходит
страшное осознание того, что бесценные и вечные богатства потеряны,
проиграны в глупые игрушки земных наслаждений. Приходит запоздалое и
горькое раскаяние. Тогда видят они, как жестоко заблуждались, посвятив
свою жизнь вместо правды Христовой - лжи и греху. Но уже поздно. Мудрые
девы ликуют со Христом. И чертог небесный затворен Женихом. Придет день,
когда будет дописана последняя страница книги земной жизни каждого
человека и всего человечества, книга истории этой земли. Тогда будет
открыта новая книга, прекрасная книга вечности. И будет новое небо и
новая земля, и тогда откроются совестные книги каждого из нас.
Мы увидим тогда, что самые прекрасные
страницы этих книг будут написаны тростью Креста и чернилами крови,
истекшей из наших сердец, пролитой за исповедание Христа и Его правды.
Если таких страниц будет много, если из них окажется составленной вся
книга нашей жизни, тогда прекрасная правда Христова засияет в нашей
правде пред лицом Вселенной. Тогда драгоценный небесный свет Пресвятой
Троицы отразится в нашей душе.
Когда мы услышим бой часов, вспомним, что
прошел еще один час нашей жизни, еще на один час сократилась она, еще на
один час приблизились мы к своему концу и к последнему ответу,
приблизились на один час к началу вечности.
Поэтому постараемся следующий час нашей
жизни прожить достойно, посвятив его Богу, посвятив вечности. Аминь.
|