Библиотека "Благовещение"

Иеромонах Сергий (Рыбко). Возможно ли спасение в XXI веке?
Глава 2. Цветы рая Христова  (продолжение)
"Я не таков, как прочие человеки"

     - Святитель Игнатий пророчествовал, что в последние времена будет очень развит недуг фарисейства. Эта болезнь свойственна человеку всех времен, но в наши дни она возрастает. Каким образом человек становится фарисеем?
     - Прежде всего, о самом фарисействе как явлении. Многие страницы Евангелия посвящены спору Господа нашего Иисуса Христа с фарисеями, обличению Господом этого недуга. Почему? Ведь мало кто из фарисеев услышал Господа и покаялся. Но Евангелие вечно, и его слова обращены к людям всех времен. Черты фарисейства в какой-то мере присущи каждому из нас, и мы должны увидеть их в себе. Можно сказать, что наша жизнь - это борьба между новым, духовным человеком и фарисеем - ветхим человеком. Кто победит в этой борьбе, пока еще неизвестно. К великому сожалению, есть множество случаев, когда человек, ревностно начавший духовную жизнь и всем сердцем стремящийся к Богу, со временем впадает в нерадение, у него происходит переворот в мыслях, внутренних стремлениях, и постепенно, сам того не замечая, он становится фарисеем и лицемером. Вместо угождения Богу он начинает угождать людям, а в конечном итоге самому себе.
     Главная черта фарисея - это лицемерие, которое порождают лукавство, ложь и самообман. В основе всего этого лежит недуг тщеславия. Человек становится фарисеем, когда ищет славы не от Бога, а от людей. Он перестает служить Господу и исполнять Его заповеди. Вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, он живет по мудрованиям человеческим и учит этому людей, его слушающих. Страшно сказать, но в итоге фарисей перестает понимать Евангелие, извращает его.
     Дальнейшее развитие этого недуга ведет к тому, что, видя праведного человека, он начинает преследовать и гнать его, как поступили фарисеи, ненавидевшие Господа нашего Иисуса Христа. Целью их жизни было преследовать Господа, и они преследовали Его до тех пор, пока не убили, пригвоздив к голгофскому Кресту. Так же и современный фарисей преследует рабов Божиих именно потому, что их жизнь, их праведность и добродетели не соответствуют пониманию фарисейскому. Он хочет насадить свое, так называемое "евангелие от фарисея". Можно сказать без преувеличения, что все еретики и раскольники являются фарисеями. К великому сожалению, многие из православных также преданы этому недугу.
     А пророчество свт. Игнатия таково: в последние дни засилье фарисеев настолько увеличится, что истинные рабы Божии вынуждены будут искать отдаленный уединенный Назарет, подобный тому, в котором спрятался Господь, скрываясь от Ирода. Насколько это сбывается, смотрите сами.
     - Как этого избежать? Как вовремя заметить в себе признаки фарисейства?
     - Если основа фарисейства - тщеславие, то основа правильной духовной жизни - смирение, желание исполнения во всем воли Божией. Этого можно достичь, исполняя заповеди Божии. Поэтому прежде всего надо изучать евангельские заповеди, читать книги Святых Отцов, общаться с рабами Божиими и целью своей жизни ставить богоугождение через исполнение заповедей Божиих. Если человек идет по этому пути, очень скорбному и трудному, он достигнет этой цели. Фарисеем становится тот, кто с этого пути рано или поздно сворачивает и вместо воспитания в себе смирения и прочих добродетелей отравляет себя тщеславием, ведущим к возрастанию и закоснению пороков.
     - Может ли измениться внутренний настрой человека благодаря внешнему благочестию?
     - Внешние дела вряд ли могут исправить человека, если он внутренне не трудится над собой. У каждого человека есть совесть. Когда человек слушает свою совесть, которая есть голос Божий, то никакие философии, никакие общественные мнения, даже никакие Кораны, если человек родился магометанином, не помешают ему прийти ко Христу и спастись.
     Если человек хочет жить по своей воле и не слушает голоса совести, то этот голос постепенно заглушается, греховная воля всегда находит оправдание. Человек находит удовольствие в такой жизни, но на самом деле это удовольствие для тела, а душа омрачается, и страдания увеличиваются. Преподобный Нил Мироточивый пишет, что грех - это альфа, а уныние - это омега. И это уныние переходит в вечную муку, становится нескончаемым.
     Фарисеи - это люди, поправшие свою совесть, а вместе с тем поправшие закон Божий, сочинившие свой закон. Либо человек живет в противоречии со своей совестью и постоянно ею уязвляется, не имеет душевного мира и даже не имеет понятия о душевном мире, либо он принимает на себя труды по исполнению велений совести, несет труд покаяния, делания заповедей и постепенно спасается.
     - Если человек сознает что его духовный настрой неправильный и хочет его переменить, то возможно ли для него это?
     - Пока такое желание существует, есть и надежда. Но мне кажется, что фарисейство - это такое состояние, когда человек, считая себя праведным, уже не сознает своей беды. Состояние фарисея весьма тяжелое и мрачное. Он уже находится в связи с дьяволом, а там уже совершенно другая философия. Не исключено, что есть такое состояние, из которого выйти уже нельзя. Об этом пишет прп. Иоанн Лествичник: "Как ни страшно об этом говорить, но некоторые люди покаяться уже не могут".
     - Почему в пустынях египетской, эфиопской, иорданской, где некогда православное монашество достигло наивысшего расцвета, сейчас либо нет христианства, либо распространены еретические учения?
     - - Ответ на этот вопрос дан в одном из патериков. Ученик спросил старца: "Что делать нам, чтобы монастырь наш процветал?" Старец сказал: "Если вы будете исполнять предания старцев, заповеди Отцов, то монастырь никогда не разорится, и всегда это место будет святым". Мы видим, что монастыри, основанные прпп. Пахомием Великим, Феодосием Великим и другими Отцами, сейчас разорены и там процветает злочестие - ересь монофизитства. Значит, постепенно насельники этих обителей перестали соблюдать предания старцев, впали в нерадение, отошли от ревности первого христианства, от подлинного монашества и заболели недугом фарисейства. А когда человек становится фарисеем, то его понимание духовной жизни извращается и переворачивается. Как следствие, извращается понимание монашества, и от человека остаются одни одежды - никакой евангельской жизни, никаких добродетелей, никакого духовного совершенства там нет.
     - Некоторые православные люди считают, что не нужно знать в тонкостях учение Церкви. Нужно ходить в храм, причащаться. Такие люди читают Символ веры и не очень задумываются над его содержанием. А как на самом деле, действительно ли нужно знать догматическое учение Святой Церкви и в какой мере нужно его знать?
     - Мы имеем заповедь еще из Ветхого Завета: Возлюби Господа Бога всем сердцем своим (Мф. 22, 37). Но любить нечто такое абстрактное, неизвестное невозможно. Поэтому, чем больше мы знаем Бога, тем больше мы любим Бога. В Ветхом Завете Бoгoпoзнание не было совершенным, а в Новом Завете Бог вочеловечился, приблизился к нам. В новозаветной Церкви бoгoпoзнание, даруемое человеку, более сoвершеннo. И вот чем больше мы знаем Бога, тем больше мы любим Бога, а чем больше мы любим Бога, тем более ревностно мы служим Ему и исполняем заповеди Божии.
     Кроме того, если мы не будем знать учение Церкви, то нас могут смутить, обмануть какие-то еретики, то есть люди, которые искажают учение Церкви, проповедуют лжеучения. Поэтому, хотя знание каких-то догматических тонкостей, может быть, и не обязательно простому церковному человеку, но, во всяком случае, Символ веры надо понимать, а не просто знать его наизусть. Надо понимать, что значит каждое его слово, пoтoму что каждое слово там выстрадано кровью исповедников, мучеников. Все положения Символа веры были открыты Духом Святым Отцам Церкви, которые собирались на Вселенские Сoборы именно с целью низложить ереси, восстававшие на православную веру, на правильное учение о Бoге.
     Святитель Игнатий говорит, что суть любой ереси - богохульство, уничижение Бога, низведение Бога до существа твари. Так, например, одна из первых ересей - арианская ересь - считала Христа не Богочеловеком, не Сыном Бoжиим, единосущным Отцу, а лишь пoдoбoсущным, то есть, как бы высшим из творений, но не Богом. Любая ересь искажает в человеке правильное восприятие Бога, а значит, правильное восприятие жизни по Богу, пoтoму что это взаимосвязано.
     Насколько мы правильно веруем, настолько правильно и живем. Если мы искаженно воспринимаем Бога, то и жизнь наша искажена. Для того чтобы любить людей, для того чтобы служить Богу в Духе Святом, нужно правильно верить, пoтому что только правильное восприятие веры, правильное восприятие догматов научает человека правильной жизни, а правильная жизнь приближает к Богу. Для того чтобы знать, как и куда идти, мы должны знать, какому Богу мы веруем и служим, какого Бога мы хотим видеть, к какому Богу мы желаем приблизиться чтобы соединиться с Ним. Если мы будем это знать, то мы действительно придем к Богу. Если же мы этого знать не будем, то очень легко можем уйти в сторону и совсем погибнуть.
     - Батюшка, как и пророчествовали древние Отцы, в современном мире крайне умножились соблазны. Часто называют наши времена "последними". Может быть, вообще в XXI веке невозможно спасение?
     - Спасение возможно во все времена. Когда Бог создал мир, Он создал его так, чтобы можно было жить по Божиим заповедям в любое время, в любом месте, в любом народе, любой социальной и культурной среде. XXI век не является исключением. Другое дело, что по мере удаления от времени явления Христа в мир, умножаются соблазны. Соблазны - это то, что препятствует спасению. Изменяющиеся формы общественной, политической, социальной, культурной, экономической, жизни естественно приводят к переменам форм духовной жизни. Христос, Который вчера и днесь Тот же и во веки, и Его Истина неизменными пребудут в веках, но формы выражения Истины и служения ей могут меняться. Могут быть различными внешние выражения форм жизни Церки, хотя по сути она остается неизменной.
     Поэтому в истории Христианства мы видим большое разнообразие форм. Как в богослужении Церкви есть части неизменные и изменяемые, также и в жизни Церкви неизменны догматы и заповеди, от которых нельзя отступить ни на йоту. Изменяемы же формы и способы проповеди, направления церковного искусства, строй церковной жизни. Церковь сегодня далеко ушла от времен апостольских, и она совсем не такая, как во времена мучеников. В этом нет зла. Просто земная жизнь переменчива. Православная Церковь и сегодня единая хранительница Истины. Язык же, на котором она говорит со своими чадами, а особенно с "внешними", находящимися в поиске людьми, может и должен меняться в зависимости от внешних перемен. Так что время не препятствует нашему спасению.