- Сегодня наша
беседа посвящена приходской жизни. Интересно было бы поговорить на эту
тему с таким пастырем, который, будучи сам монашествующим, тем не менее
хорошо знает приходскую жизнь. Мы обратились с вопросами к иером.
Сергию, поскольку он является настоятелем большого московского храма.
- Батюшка, в Вашем храме совершаются
службы по монастырскому уставу. С другой стороны, у Вас уже достаточно
сложившийся, большой приход, сложившаяся приходская жизнь со своими
традициями. Поэтому обращаемся к Вам с просьбой разъяснить ряд вопросов.
Каков, с Вашей точки зрения, должен быть приход и какова его жизнь?
- Приход что-то должно объединять.
Это должна быть общность людей, представляющая собой живой организм.
Сейчас жизнь Церкви значительно изменилась именно в этом отношении.
Советская власть, зная силу общины, делала
все, чтобы препятствовать созданию настоящих, подлинных общин. И если
вокруг пастырей собирались духовные чада, то этих священников, как
правило, высылали так далеко, что до них было трудно добраться. Правда,
были некоторые исключения.
Например, в 70-е годы существовала община
о. Димитрия Дудко. Я там бывал, и, кстати, отец Димитрий повлиял на мое
мировоззрение, ведь я пришел туда в самом начале своего духовного пути,
будучи еще семнадцатилетним юношей. То, что я там увидел, конечно,
удивительно. Прежде всего, это была именно общность людей, они собрались
вокруг своего пастыря, ими движет какая-то единая идея. Людям вообще
свойственно жить в единстве, а то, что человек один, одинок - это
следствие падения. Ведь в царствии небесном все будут вместе. И духовный
человек, то есть желающий жить настоящей, подлинно духовной жизнью, как
правило, ищет себе соработников, т. е. таких людей, вместе с которыми
можно совершать спасение - вместе это гораздо легче и проще,- которые
помогали бы ему спасаться и с чем-то обращались бы к нему.
Церковь - это община, а не просто
отдельные люди. Это люди, собранные вокруг пастыря, которые идут к
единой цели - небесному царствию.
- Отец Сергий, охарактеризуйте, пожалуйста, какова должна быть паства и каковы должны быть пастыри?
- Паства прежде всего должна хотеть
спасаться. С другой стороны, паства должна быть в состоянии принять
учение пастыря.
Ведь каждый должен понять, что спасение
заключается в изменении самого себя. То есть исходить нужно из того, что
мы люди грешные и должны себя переменить, насадить в себе добродетели,
воспитать добрые качества. Для этого сначала нужно увидеть в себе
греховные качества и победить их и исправить. И для этого человек
приходит в Церковь, ищет себе духовного отца, общается с другими
православными людьми.
Если же человек ставит перед собой другую
цель, если считает, что он нечто имеет, что он духовно богатый, а не
духовно нищий, если он ищет общение для того, чтобы раскрыть свои мнимые
богатства, то это прелесть. Кстати, таких людей довольно много.
Особенно это относится к интеллигенции, которая приходит в Церковь.
Такие люди считают себя образованными, знающими, многое понявшими и
пережившими. И вот они приходят делиться своим духовным опытом, но на
самом деле это опыт не духовный, а в лучшем случае душевный. Такому
человеку очень сложно спасаться: сколько пройдет времени пока он поймет,
что настрой его на самом деле неправилен, что в Церковь приходят не
поучать, а, наоборот, получать. Пришедший в Церковь ищет духовного хлеба
и алчет пития слова Божия. Когда же человек приходит поучать, то что
хорошего может получиться?
Если говорить о пастыре, то опять-таки и
он должен исходить из чувства своей греховности. Он хотя и учит - ибо
это его обязанность,- но при этом тоже остается человеком, со своими
немощами, недостатками, заблуждениями. Когда пастырь об этом помнит, то
его учение будет растворено смирением, а это и есть самое главное. Ведь
он и свою паству будет учить смирению. Не так важны какие-то
богословские тонкости и богатство знаний, а важен облик самого пастыря,
его добродетели и, прежде всего, конечно, смирение и любовь к ближним.
- Одной из главных сторон нашей
духовной жизни является богослужение. Как Вы считаете, каково должно
быть богослужение на приходе, какую роль оно играет и каков должен быть
его порядок? Как Вы относитесь к практике сокращения богослужения?
Многие православные миряне, тяготеющие к серьезной духовной жизни,
считают, что богослужение должно быть полноценным, что оно имеет особое
значение для мирян, которые остальную часть дня проводят в суете.
- Богослужение должно объединять
людей. При этом в храм люди приходят прежде всего молиться. Уже во
вторую очередь они приходят к пастырю и в третью очередь - общаться
между собой. пусть не всегда это бывает так, многое, конечно, зависит от
личности. Но, наверное, все со мной согласятся в том, что храм - это
дом молитвы, и туда идут ради богослужения, ради того, чтобы обратиться к
Богу с какими-то своими прошениями, нуждами, чтобы принести покаяние,
принять Святые Тайны Христовы. Ибо храм - это еще и место совершения
Святых Таинств, и в первую очередь главнейшего Таинства христианства -
Таинства Евхаристии. Но, опять-таки, Таинства неотделимы от молитвы, от
богослужения.
Истинный христианин любит молиться,
стремится к молитве. Еще преподобный Иоанн Лествичник сказал, что любовь
человека к Богу познается из того, что человек любит молиться, любит
именно длительные молитвы. Когда человек тяготится молитвами, это,
скорее всего, признак его пребывания в духовном младенчестве, в
новоначалии, признак того, что он еще не открыл для себя богатства
богообщения, не открыл радости обращения к Богу и не понял еще, что
молитва - это всегда диалог, а не монолог человека. Диалог потому, что
Господь отвечает. Когда человек это поймет, то всей душой, всем сердцем
устремится в храм.
Многие люди отягощены обязанностями в
миру, прежде всего семейными заботами, особенно когда в семье много
детей. Это, конечно, достаточно значимо и важно. Но человек все-таки
живет общением с Богом, живет молитвой, богослужением. Я монах, поэтому
сразу скажу, что, конечно, не совсем понимаю семейную жизнь, она мне
больше известна по исповеди людей. На исповедь, как вы понимаете, люди
приходят рассказывать свои горести, свои беды, обиды, и поэтому я, может
быть, воспринимаю семейную жизнь немного с другой стороны.
Есть, конечно, в семейной жизни и свои
радости. Очень приятно и радостно видеть православную семью: супруг,
супруга, детишки. Они все приходят на исповедь, причащаются, и где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их
(Мф. 18, 20). То есть, если семья христианская, венчанная, если люди
действительно имеют единую задачу - спасать свою душу, идти к Богу, то,
конечно, там присутствует Христос, и такая семья заключает в себе свою
радость и свою ценность. Но все-таки богослужение тоже должно занимать
свое место в жизни человека. Семья и забота о ней не должны подменять
службу Божию. Я думаю, что настоящий, подлинный христианин это понимает.
А относительно того, насколько
богослужение должно быть полноценным, думаю, что если оно сокращено, в
этом есть некоторая вина пастыря. Считается, что людям тяжело, некогда.
Но насколько я могу судить по своему общению с людьми, то, во-первых,
они стремятся ходить в храмы, где богослужение совершается неспешно и
благоговейно. А что касается продолжительности богослужения, то мне
кажется, люди, которые куда-то спешат, на работу или домой, могут просто
уйти. Например, есть такая практика - уходить после полиелея и
помазания. Я вполне могу это понять, потому что людей ждут дети, ждут
дела. Но ведь не всех. У некоторых, наоборот, есть потребность
помолиться, излить свою душу Богу.
Порой может возникнуть такое чувство -
чувство неудовлетворенности богослужением, особенно когда служба
коротенькая. Мне это знакомо. Приходишь на службу, только-только душа
разогрелась в молитве к Богу - и служба кончается. Как бы
подразумевается, что человек, начав молиться в храме, потом сможет
продолжить свою молитву самостоятельно. Но это не совсем так: человек
выходит из храма, погружается в суету большого города, едет на
транспорте, и, конечно, молитва прекращается.
- Отец Сергий, многим мирянам нравится
читать труды святителя Игнатия (Брянчанинова) и других Святых Отцов. Но
это книги прежде всего аскетические. Как их применить мирянину?
- Надо заметить, что святитель
Игнатий (Брянчанинов) в предисловии к первому тому своих "Аскетических
опытов" - а на мой взгляд, это предисловие ко всем его творениям -
пишет, что эту книгу он адресует отнюдь не монашествующим, он адресует
ее мирянам, людям, которые, живя в миру, хотят проводить глубокую,
серьезную духовную жизнь. А кроме того, тем, которые хотели бы поступить
в монастырь, и, может быть, даже поступили, но еще не дали монашеских
обетов и пребывают еще послушниками. Ведь послушник - это, собственно
говоря, еще мирянин, он может и выйти из монастыря.
В "Аскетических опытах", и в первом, и во
втором томе, святитель Игнатий излагает такие духовные закономерности,
которые в общем-то одинаково важны и для монашествующих, и для мирян.
Законы духовной жизни одни и те же. "Лествица", написанная прп. Иоанном
Лествичником, одна - и для мирянина, и для монаха. Конечно, монах, может
быть, взойдет по этой лествице немножечко повыше.
Прежде чем взойти на последующую
ступеньку, нужно встать на предыдущую. Эта лествица духовной жизни
подобна пирамиде. Человек поднимается выше и выше, но он не просто
прошел одну ступеньку и идет дальше: по мере его восхождения, основание
пирамиды расширяется, человек умножает предшествовавшие добродетели.
Другими словами, он все равно продолжает трудиться и в этой добродетели.
Если в человеке есть добродетель, она не может стоять на месте. По
этому принципу построена вся духовная литература, такова вся духовная
жизнь.
Я считаю, что с творениями святителя
Игнатия можно и нужно ознакомиться вообще всем православным христианам.
Мирянам я бы советовал прежде всего читать первый и четвертый -
аскетические проповеди, которые он произносил, будучи на епископской
кафедре, а также и третий том. Все, что там написано,- не какие-то
отвлеченные знания, но то, что знать необходимо. Второй том посвящен в
основном молитве. Если человек действительно серьезно хочет научиться
молитве, и в миру, и в монастыре, то он должен, как говорил игумен Никон
(Воробьев), изучать делание молитвы, да и вообще современное
христианство, по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).
И даже пятый том, хотя он и называется
"Приношение современному монашеству", я тоже очень бы рекомендовал
прочитать любому православному мирянину. Ведь то, что там написано о
духовной жизни, о молитве, о послушании, о поиске воли Божией,- очень
актуально для любого православного человека.
Хочу заметить: того, что пишет епископ
Игнатий, в общем-то не пишет никто. Причина - в том, что вопросы,
которые он поднимает, раньше просто не возникали. В мире не было таких
проблем. Каждое время порождает свои духовные проблемы. Но эти проблемы
умножаются, и времена последующие как бы впитывают в себя проблемы
времен предыдущих и еще порождают свои. Поэтому я неоднократно повторяю
слова преподобного Варсонофия Оптинского: "Кто в наши дни не читает
епископа Игнатия, тот не может понять современное монашество, его дух и
направление".
|