- Очень важную
часть приходской жизни составляет общение с пастырем. Но на небольших
приходах часто бывает так, что пастырь один, он же настоятель. Всегда ли
настоятель может быть одновременно духовником?
Я думаю, что это не обязательно.
Настоятель - прежде всего священник, а первая обязанность священника -
это совершение богослужения, совершение Таинств, Евхаристии прежде
всего. Наверное, следующая обязанность пастыря - это проповедь слова
Божия, и, в первую очередь, с амвона. Современная жизнь дает пастырю
достаточно много возможностей проповедовать: и на радио, и на
телевидении, и в газетах, проводить какие-то беседы в школах, в клубах,
выступать перед народом, только лениться не надо. Если пастырь
деятельный, он найдет способ обратиться к пастве,- и не только к тем
людям, которые посещают его храм, но и к тем, которые только
потенциально являются его паствой, которые интересуются христианством,
учением Церкви, но еще не переступили порог храма. Это тоже очень важная
задача пастыря.
Затем, конечно, если священник -
настоятель, то он администратор, и у него всегда много хозяйственных,
финансовых проблем. Как настоятелю, мне они хорошо знакомы. Кстати,
когда я еще служил в храме Живоначальной Троицы в Останкино и встал
вопрос о моем переходе настоятелем на тот приход, где я служу сейчас, то
отец Феофилакт, настоятель Останкинского храма, сказал мне: "Отец
Сергий, ты не знаешь, чего ты хочешь, не знаешь, насколько тяжело быть
настоятелем. Вот попомнишь мое слово". Я понимал, что будет тяжело, но
когда стал настоятелем, увидел, что даже не представлял, насколько будет
тяжело: столько проблем - финансовых, материальных...
Когда я вышел из троллейбуса, и первый раз
посмотрел на тот храм, который мне предстоит восстанавливать - и у меня
буквально подкосились ноги. Думаю: "Господи, где же я возьму средства,
где же возьму людей, которые мне помогут!" Огромный храм! Первые пять
дней я просто не спал. Я волновался, расстраивался, думал: "Как же все
это будет", как мог молился. Но потом, постепенно увидел помощь Божию и
уже стал как-то больше полагаться на Бога, и с Божией помощью как-то все
устроилось, наш храм сейчас потихонечку возрождается из руин.
Но в целом у настоятеля очень много забот!
Просто нет свободного времени. Очень хорошо, конечно, когда есть люди,
на которых можно положиться: и староста, и просто деятельные прихожане.
Помогут найти средства, просто что-то сделать, найти рабочих.
Рабочие, кстати, тоже очень большая
проблема и забота настоятеля. Например, в наш храм мы берем только
верующих рабочих. Может быть, они не очень церковные, но всетаки
уважительно относятся к вере. И надо сказать, отдавая должное нашим
рабочим, они работают не только из-за денег, а именно из уважения к
храму, к Церкви. У нас никогда ничего не пропадает.
Конечно, духовничество - это особое
послушание, особая забота. И особая благодать должна быть. Я думаю, что
далеко не каждый священник может быть настоящим, искусным духовником.
Должна быть особая Божия воля. Духовник должен иметь рассуждение,
необходимые знания, конечно, познания в отеческих писаниях. Не просто
теоретическое знание, когда человек окончил семинарию, познакомился с
творениями св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Зластоуста,
"Лествицу", может быть, один раз прочитал,- этого мало.
Человек действительно может быть
духовником тогда, когда то, что он читает у Святых Отцов, он исполняет
на деле. Опыт, драгоценный опыт, рождается из того, что человек сам
исполняет те заповеди, которым потом учит своих прихожан. Если человек
только учит, а сам ничего не исполняет, то это будет сухое, книжное
учение, а сам он будет, наверное, если не фарисей, то книжник. Когда же
человек сам все прошел и исполнил, и увидел трудности, подводные камни
духовного пути, тогда он может предостеречь своих прихожан. Тогда он
может сказать действительно настоящее, подлинное, живое слово спасения.
Таким духовникам, конечно, цены нет.
|