Библиотека "Благовещение"

Иеромонах Сергий (Рыбко). Возможно ли спасение в XXI веке?
Глава 4. Духовная жизнь на приходе  (продолжение)
Настоятельство и духовничество

     - Очень важную часть приходской жизни составляет общение с пастырем. Но на небольших приходах часто бывает так, что пастырь один, он же настоятель. Всегда ли настоятель может быть одновременно духовником?
     Я думаю, что это не обязательно. Настоятель - прежде всего священник, а первая обязанность священника - это совершение богослужения, совершение Таинств, Евхаристии прежде всего. Наверное, следующая обязанность пастыря - это проповедь слова Божия, и, в первую очередь, с амвона. Современная жизнь дает пастырю достаточно много возможностей проповедовать: и на радио, и на телевидении, и в газетах, проводить какие-то беседы в школах, в клубах, выступать перед народом, только лениться не надо. Если пастырь деятельный, он найдет способ обратиться к пастве,- и не только к тем людям, которые посещают его храм, но и к тем, которые только потенциально являются его паствой, которые интересуются христианством, учением Церкви, но еще не переступили порог храма. Это тоже очень важная задача пастыря.
     Затем, конечно, если священник - настоятель, то он администратор, и у него всегда много хозяйственных, финансовых проблем. Как настоятелю, мне они хорошо знакомы. Кстати, когда я еще служил в храме Живоначальной Троицы в Останкино и встал вопрос о моем переходе настоятелем на тот приход, где я служу сейчас, то отец Феофилакт, настоятель Останкинского храма, сказал мне: "Отец Сергий, ты не знаешь, чего ты хочешь, не знаешь, насколько тяжело быть настоятелем. Вот попомнишь мое слово". Я понимал, что будет тяжело, но когда стал настоятелем, увидел, что даже не представлял, насколько будет тяжело: столько проблем - финансовых, материальных...
     Когда я вышел из троллейбуса, и первый раз посмотрел на тот храм, который мне предстоит восстанавливать - и у меня буквально подкосились ноги. Думаю: "Господи, где же я возьму средства, где же возьму людей, которые мне помогут!" Огромный храм! Первые пять дней я просто не спал. Я волновался, расстраивался, думал: "Как же все это будет", как мог молился. Но потом, постепенно увидел помощь Божию и уже стал как-то больше полагаться на Бога, и с Божией помощью как-то все устроилось, наш храм сейчас потихонечку возрождается из руин.
     Но в целом у настоятеля очень много забот! Просто нет свободного времени. Очень хорошо, конечно, когда есть люди, на которых можно положиться: и староста, и просто деятельные прихожане. Помогут найти средства, просто что-то сделать, найти рабочих.
     Рабочие, кстати, тоже очень большая проблема и забота настоятеля. Например, в наш храм мы берем только верующих рабочих. Может быть, они не очень церковные, но всетаки уважительно относятся к вере. И надо сказать, отдавая должное нашим рабочим, они работают не только из-за денег, а именно из уважения к храму, к Церкви. У нас никогда ничего не пропадает.
     Конечно, духовничество - это особое послушание, особая забота. И особая благодать должна быть. Я думаю, что далеко не каждый священник может быть настоящим, искусным духовником. Должна быть особая Божия воля. Духовник должен иметь рассуждение, необходимые знания, конечно, познания в отеческих писаниях. Не просто теоретическое знание, когда человек окончил семинарию, познакомился с творениями св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Зластоуста, "Лествицу", может быть, один раз прочитал,- этого мало.
     Человек действительно может быть духовником тогда, когда то, что он читает у Святых Отцов, он исполняет на деле. Опыт, драгоценный опыт, рождается из того, что человек сам исполняет те заповеди, которым потом учит своих прихожан. Если человек только учит, а сам ничего не исполняет, то это будет сухое, книжное учение, а сам он будет, наверное, если не фарисей, то книжник. Когда же человек сам все прошел и исполнил, и увидел трудности, подводные камни духовного пути, тогда он может предостеречь своих прихожан. Тогда он может сказать действительно настоящее, подлинное, живое слово спасения. Таким духовникам, конечно, цены нет.