- А если в
общине собрались люди разных взглядов, то каким образом и как скоро
устанавливается единомыслие, и не получается ли это искусственно, под
давлением священника, который, естественно, является авторитетом?
- Иногда это бывает искусственно,
особенно если батюшка несколько переусердствует. Также это бывает среди
новоначальных, среди неофитов, которые, еще не зная глубины духовной
жизни, как маленькие дети начинают подражать, начинают играть в старцев,
в учеников, в постников, в подвижников. Это, как правило, со временем
проходит, особенно если пастырь не поощряет таких настроений. А вообще
от каждого человека зависит, насколько он усваивает учение Православной
Церкви и учение Святых Отцов, насколько он постигает глубину Евангелия,
насколько он стяжает благодать Духа Святаго.
Каждый человек - личность, и особенно
сугуба эта личность в Боге, поскольку Бог бесконечен. И в Бoгe личности
все очень разные и очень красивые. И по мере стяжания каждым человеком
духовности люди в Боге объединяются. У преподобного Аввы Дорофея есть
такое сравнение: мир - это круг; центр этого круга - Господь, а радиусы,
идущие к этому центру,- люди; и чем ближе люди к Богу, тем ближе они
друг к другу. Поэтому, насколько люди духовны, настолько они и близки,
настолько они единомысленны, единодушны, любят друг друга, помогают и
заботятся друг о друге. Вполне естественно, что это зависит от
духовности каждого человека. Поскольку ученик не может быть больше
своего учителя, то, конечно, очень многое зависит и от пастыря, но
пастыря мы в общем-то выбираем сами.
- Отец Сергий, а ведь бывает так, что
человек работает в храме уже, может быть, не один месяц и год, а в
духовную общину так и не вступил. Он остается для всех как бы чужим,
отстраненным и даже не замечает того, что рядом с ним - духовная семья,
просто ходит в храм, как на работу. Почему это происходит и что
посоветовать такому человеку?
- Я думаю, что здесь исключительно
вина этого человека. И даже не вина, а, скорее, беда. Ведь для христиан
главное - любовь, любовь к Богу и к ближнему. И христиане, находящиеся
вокруг него, стараются этим принципом руководствоваться. Естественно,
если в храме появляется какой-то новый человек, особенно если он
прихожанин этого храма и что-то делает для него, трудится в нем, то,
конечно, ему благодарны и стараются к нему хорошо относиться и любить
его. Если же человек все время уклоняется от этих уз любви, то это
свидетельствует только о его гордости, о его непонимании, о его эгоизме.
Видимо, человек ищет чего-то другого, человек сосредоточен на самом
себе.
Кстати, есть такие духовные эгоисты, и их
состояние можно определить как прелесть. Они заняты исключительно
спасением своей души, причем спасение это понимают совершенно
неправильно. Скорее всего, они заняты погоней за псевдодуховностью, и
это для них главное. А конкретного ближнего, который рядом с ними, и
конкретного Христа в этом ближнем с его нуждами они не замечают. Они
ставят себе такую псевдоцель и начинают к ней стремиться - чаще всего
это достижение какой-нибудь сердечной молитвы или каких-то высот,
какого-то делания.
Что такому человеку делать, я даже не
знаю. Потому что, как говорит святой преподобный Иоанн Лествичник, от
гордости человека может избавить только Господь, а люди тут, к
сожалению, помочь не могут. Один из преподобных Отцов сказал, что если
человек укоряет сам себя, он пребывает мирен на всяком месте. Причины
каких-то неурядиц он ищет прежде всего в себе самом, и значит, он будет
мирен со всеми людьми, со всеми трудностями, которые его постигают.
В любом храме есть праведные люди, и их
достаточно много, их нужно только заметить. Надо постараться вступить с
ними в общение, начать что-то спрашивать у них, покориться этим людям,
покориться их мнениям. Кроме того, всегда нужно стараться сделать что-то
доброе для тех, кто находится рядом с нами.
Мы делаем наше дело, выполняем наше
послушание для храма, для Бога, но вокруг нас люди, для которых,
собственно, этот храм существует, и нужно для каждого человека
постараться что-то сделать. И тогда, конечно, эти люди ответят любовью,
тоже что-то постараются для тебя сделать. И вот уже две души соединены,
потому что каждый для другого что-то делает и так они объединяются.
- А может быть так, что в храме все или
почти все разобщены, то есть единой духовной семьи нет, и люди работают
там, как в светском учреждении?
- Думаю, что в храме это невозможно. Я
в разных храмах бывал, по милости Божией, с девятнадцати лет работаю в
церкви, начинал еще псаломщиком. Разные были храмы, разные там были
люди, и порой были очень суровые бабушки. Но все равно в каждом храме
есть свои праведники, и вокруг этих праведников собираются люди,
общаются друг с другом, особенно если храм находится в сельской
местности. Там все друг друга знают, все выросли в одной деревне, в
горелки вместе играли в свое время, так что отношения в храме дружеские.
Там людей соединяет не только духовная жизнь, но и родственные узы, и
просто то, что они вместе работали.
А если кто-то оказывается в одиночестве,
это говорит о том, что этот человек далеко не благополучен в духовном
отношении. И кроме него самого вряд ли кто-то сможет ему помочь, разве
что найдется какой-нибудь очень искусный, любящий пастырь, который
сумеет как-то согреть его теплом своей любви, растопить лед своим
смирением и терпеливым с ним обхождением. Все-таки, священник - это
лицо, к которому испытывают наибольшее уважение, которое почитают. В
Церкви так установлено, и поэтому некий кредит доверия к священнику уже
существует просто потому что он батюшка, потому что в нем благодать,
хотя, может быть, он еще себя и не проявил никак. Если он сумеет этим
кредитом доверия воспользоваться, то спасет эту душу.
- А если человек, напротив, все силы
своей души и все свое время посвящает храму - не будет ли это эгоизмом
по отношению к близким или к друзьям?
- Думаю, что люди малоцерковные,
нецерковные обязательно сочтут его эгоистом, потому что они ждут от него
отдачи на сто процентов, а он делит свое сердце между ними и храмом,
Богом, прихожанами этого храма. Это с их стороны своего рода ревность, и
в общем- то это нормально. Думаю, каждый христианин должен быть к этому
готов и, наверное, уже с этим сталкивался.
Ничего тут не сделаешь. Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу
(Иак. 4, 4). Еще апостол сказал: "Если бы я человекам угождал, то не
был бы Божиим рабом" (Гал. 1, 10). Поэтому, с одной стороны, никоим
образом нельзя обижать людей, которые рядом с нами: наших родственников,
наших близких, просто людей, с которыми мы оказались вместе на работе,
на одной лестничной клетке. Ни в коем случае нельзя их обижать, их тоже
нужно любить, это тоже наши ближние. А с другой стороны, каждый раз
нужно размышлять: пойти ли в храм или поехать с родителями на дачу
убирать картошку.
Особенно это касается постов. По-моему,
какую пищу есть - личное дело каждого человека. Поэтому, если мама
обижается на то, что вы не едите борщ с мясом, думаю, надо немного
потерпеть. Из своего опыта скажу, что моя мама тоже обижалась, а потом
просто привыкла - не сразу, конечно, а через несколько лет - и даже
потихонечку стала готовить для меня что-то постное. Бывает и другая
крайность,- когда человек начинает ходить в храм и все остальное
забывает. Забывает свои обязанности, забывает то, что у него дети или
престарелые родители. Это особенно свойственно новоначальным. Конечно,
пастырь должен эту крайность обличить и вразумить человека, чтобы он и
Бога не забывал, но и ближних своих тоже не забывал. Потому что тот, кто не заботится о своих и особенно о домашних, тот хуже неверного и отрекся от веры (1 Тим. 5, 8).
|