- Любой мирянин
за пределами своего храма, неизбежно соприкасается с окружающей
культурой, прежде всего - светской. С другой стороны, порой сам
христианин нуждается в каком-то отдыхе: ведь обыкновенному христианину,
не святому, невозможно молиться непрестанно. Что из области культуры
допустимо и даже может быть полезно при правильном употреблении, а что
нужно сразу исключить?
- Думаю, что культура все-таки от
Бога. Есть такие понятия: "национальная культура", "национальные
традиции". Есть языческая культура и есть культура национальная - это
разные вещи. Есть христианская культура, духовная культура. Все время
пребывать в молитве, в чтении духовных книг сейчас, наверное, не сможет и
монах. Любому человеку, тем более мирянину, необходим некоторый отдых.
Поэтому и литература, и искусство - изобразительное искусство и музыка -
в жизни христианина допустимы. Но в какой мере допустимы - это,
наверное, определяется духовным уровнем человека, его духовными
запросами.
Светская культура душевна. И я не скажу,
что допустимо иметь дело только с классикой. Есть чисто развлекательная,
так называемая массовая культура. Я думаю, что там тоже можно найти то,
что негреховно. Народные песни, вообще народное искусство - это
собственно говоря пример безгрешной народной культуры, которая некогда
была массовой. Сейчас культура другая. И классика далеко не вся
безгрешна. Вот Вы учились в университете, наверное, далеко не все, что
вам преподавалось, являлось образцом целомудрия, нравственности,
духовности, морали?
- Вообще, большинство произведений
классической литературы - это "романы", по крайней мере, мотив плотской
любви (как правило, несчастной) в них преобладает. Если человек хочет
жить жизнью духовной, молитвенной, для него такое чтение бывает
небезвредно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает, как вредно для
души, если человек развил в себе чувства, которые вызывают романы, и
живет ими. И хотя в вузах изучается и творчество благочестивых русских
пиcателей, знатоков души человека и народа, можно сказать, пророков Ф.
М. Достоевского и Н. В. Гоголя, в программу входят и по-настоящему
развратные книги, которые студент обязан прочитать и не может от этого
уклониться. Например, "Монахиня" Дидро - настоящая литературная
порнография, которую невозможно читать. Думаю, что многие студенты и не знали о таких грехах, которые там описаны,
и в советские времена изучение такой литературы имело целью
атеистическую пропаганду. Или "Похождения бравого солдата Швейка" - ведь
все это так называемая классическая литература.
- Вы правильно заметили, что эти
романы принадлежат в основном западным - католическим и протестантским -
писателям. Их отношение к религии, к христианской морали, к вере
несколько иное, чем у православных писателей, у наших русских писателей -
по крайней мере, у тех, кто воспитан на православной христианской
культуре. Я не знаю ни одного значительного атеистического произведения у
русских классиков.
Есть, например, Максим Горький, который,
кстати, в Бога верил, но в общем-то был, по нашим понятиям, еретиком. Но
даже он не дерзал писать такие гадости, какие писали иные западные
писатели. Причина в том, что католицизм действительно довел мораль до
такого плачевного состояния, и западные писатели порой правдиво
отображали то, что было в действительности.
Есть замечательное высказывание Александра
Сергеевича Пушкина. Он говорит, что насколько католическое духовенство
преуспело в том, чтобы дискредитировать христианство, низложить,
разложить его, настолько служение православного духовенства оказалось
для нашего народа благотворным. Поэтому, конечно, русская литература -
благодатная литература. Если человек православный, то стремление к Богу
этот человек выражает во всем. И даже если писатель считал себя не очень
религиозным человеком, его искания как художника были глубоко духовны,
как например, у Тургенева. Да те же художественные произведения
Толстого! Одно дело - его еретические философские произведения, другое -
Толстой как художник. В его художественных произведениях есть поиск
Бога, хотя есть и противление Богу.
Я не скажу, что Толстого обязательно надо
читать. Но есть замечательные русские классики, и многие из них
несправедливо были забыты в советское время. Например, Александр
Солженицин, Иван Шмелев, Борис Зайцев - это русские классики XX века,
которых даже полезно читать христианину. Есть византийская литература,
балканская - все это неплохо.
Есть хорошая мемуарная литература, причем
особенно полезна та, которая повествует о трагедии руccкого человека,
произошедшей в начале XX века, о временах репрессий, о второй мировой
войне, о так называемых "предателях"-власовцах, которые на самом деле
просто были поставлены в такое положение. Есть много произведений о
гражданской войне, о героях России, которые проливали свою кровь в
борьбе с большевиками за лучшее будущее, за Святую Русь. И все это,
думаю, полезно - по крайней мере, допустимо - читать христианину.
Теперь о музыке. Не думаю, что вся
современная музыка, в том числе западная, отрицательного свойства, хотя
почему-то принято всю ее считать чем-то плохим. Есть, например, такая
современная группа, как . Одна моя хорошая знакомая
говорит, что хотя эта музыка и исполняется на современных инструментах и
в общем-то является рок-музыкой - по крайней мере, сами музыканты так
считают, но, тем не менее, она строится вполне по канонам музыки
классической. И человек, который ее слушает, тоже проникается какими-то
высокими чувствами. Я не говорю, что вся современная музыка хороша, но в
ней есть шедевры, которые просто нельзя отрицать.
А по поводу отдыха и воспитания детей
скажу так. Есть прекрасные русские сказки, есть прекрасные книги русских
писателей, есть прекрасная народная музыка, есть неплохая современная
музыка, есть художественная культура - все это допустимо. Но допустимо,
конечно, в определенных рамках. Для христианина главным должен быть Бог,
молитва, святоотеческие писания и, конечно, его духовная жизнь. И
душевная жизнь должна быть подчинена духовной, все должно быть подчинено
спасению души. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной (1 Кор. 6, 12).
|