Библиотека "Благовещение"

Иеромонах Сергий (Рыбко). Возможно ли спасение в XXI веке?
Глава 5. Пустите детей приходить ко Мне  (начало)
Грехи по наследству

     - Дети всегда расплачиваются за грехи своих родителей, а крестники несут ли такую ответственностьза грехи крестного отца или крестной матери?
     - По словам святителя Иоанна Златоуста, каждый отвечает за свои собственные грехи. В Ветхом Завете написано, что кoгда евреи хoдили по пустыне, проявляя нечестие, неверие в Божии чудеса, то Гoспoдь через Моисея возвестил им, что за такое неверие до седьмого рода будут прокляты неверующие. Но святитель Иоанн Златоуст говорит, что это относилось только к данному случаю, а вообще каждый отвечает за свои грехи сам.
     Дети отвечают за грехи родителей вот в каком смысле. Дети теснейшим образом связаны с родителями. Во-первых, они наследуют пороки родителей чисто генетически. Мы знаем, что у пьяницы дети тоже склoнны к пьянству. Но ведь наследуются и свойства характера родителей. Поэтому дети человека благочестивого склoнны к благочестию. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что пороки заразительны: целые народы могут быть заражены пороками и передают это дальше своему потомству. А есть народы благочестивые. Дети наследуют благочестие своих родителей и умножают это благочестие в своей жизни. Кроме того, очень большое значение имеет воспитание. Человек, родившийся в благочестивой семье, с детства пребывает в храме. Родители носят его в храм, причащают, говорят ему о Боге, научают истинам веры, воспитывают в христианском духе, и это их заслуга.
     Другое дело - человек, родившийся в неверующей, безбожной семье. Родители тоже пытаются его воспитывать, но они сами пребывают в неведении. И не могут воспитать его в благочестии, пoтoму что сами нечестивы. Конечно, Гoспoдь, каждого призывает ко спасению. И в нечестивых семьях порой вырастают благочестивые дети, которых Гoспoдь Сам приводит к познанию Истины. Рождение и воспитание - вот что влияет на ребенка. А какой-то механической зависимости, так что: родился ребенок, и грехи, которые совершили его родители, все лежат на нем - здесь нет.
     Что касается крестных родителей, то думаю, они отвечают за своих крестных детей в том случае, если нерадят об их воспитании. С другой стороны, преподобный Амвросий Оптинский говорит, что надо реально смотреть на вещи, что в наше время крестные редко имеют возможность воспитывать своих крестников, и достаточно того, что они будут молиться за них. Поэтому не надо отказываться если вас просят быть крестным. А если родители не позволят вам воспитывать ваших крестников, то они за это ответят.
     Преподобный Марк Подвижник говорит, что есть общение людей в добре, а есть общение людей во зле. Что такое общение в добре? Когда вы делаете другому человеку что-то доброе, то как бы берете на себя часть его грехов, в том смысле, что вы облегчаете его жизнь. Спаситель взял на Себя наши грехи и вознес их на Крест. Он добровольно пожелал пострадать за людей, верующих в Него, чтобы они спаслись. Так и мы, если делаем человеку что-то доброе, любя его, желая ему добра, берем на себя часть его грехов. Это в некотором смысле, упoдoбление Спасителю.
     А есть общение во зле. Например, если один человек обижает другого, он берет на себя часть грехов обижаемого, пoтoму что заставляет страдать другого человека. Этим страданием очищаются грехи того человека, и чисто мистически на обидчика перекладывается часть его грехов. Я даже встретил в одной из духовных книг мнение, что на убийцу переходят все грехи убитого им человека. Тo есть, за все грехи убитого наказан Богом будет убийца.
     - Что сказано в Евангелии и в Ветхом Завете об ответственности родителей за детей?
     - В Ветхом Завете рассказывается то, что произошло со священником Или'ем, у которого было двое детей, также священников: в Ветхом Завете это передавалось по наследству. Он воспитывал их недостаточно строго. И когда сыновья Или'я выросли, они стали совершать многие нечестивые дела: обворовывали и обижали людей, совершали насилие над женщинами прямо около жертвенника. А он, будучи стар, и уже упустив время, когда их нужно было воспитывать, пытался их увещевать, но никак не наказывал и не проявлял твердости. За то, что он не воспитал их должным образом, был наказан и он сам, несмотря на святую и праведную жизнь, и его сыновья были убиты филистимлянами. Или'й, узнав об этом, упал, сломал себе спину и умер (1 Цар. 2-4).
     Но он был наказан Богом в этой временной жизни, а не в вечности и, судя по всему, его праведная жизнь была принята Богом. Конечно, имея таких детей, он много страдал. А дети, поскольку не покаялись, обрели вечную погибель. Этот пример всегда приводится в напоминание о том, что родители обязаны воспитывать своих детей, что они ответят за это перед Богом. Достаточно много говорится о воспитании детей и об ответственности родителей в книге Притчей Соломоновых, и в других книгах Ветхого Завета. В Новом Завете мы читаем, что женщина спасется через чадородие (1 Тим. 2, 15). Но это надо правильно понимать: женщина не только должна родить детей, она прежде всего должна их воспитать. И дети должны почитать родителей, и родители отвечают за своих детей, пoтoму что должны сделать их христианами.