- Дети всегда
расплачиваются за грехи своих родителей, а крестники несут ли такую
ответственностьза грехи крестного отца или крестной матери?
- По словам святителя Иоанна
Златоуста, каждый отвечает за свои собственные грехи. В Ветхом Завете
написано, что кoгда евреи хoдили по пустыне, проявляя нечестие, неверие в
Божии чудеса, то Гoспoдь через Моисея возвестил им, что за такое
неверие до седьмого рода будут прокляты неверующие. Но святитель Иоанн
Златоуст говорит, что это относилось только к данному случаю, а вообще
каждый отвечает за свои грехи сам.
Дети отвечают за грехи родителей вот в
каком смысле. Дети теснейшим образом связаны с родителями. Во-первых,
они наследуют пороки родителей чисто генетически. Мы знаем, что у
пьяницы дети тоже склoнны к пьянству. Но ведь наследуются и свойства
характера родителей. Поэтому дети человека благочестивого склoнны к
благочестию. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что пороки
заразительны: целые народы могут быть заражены пороками и передают это
дальше своему потомству. А есть народы благочестивые. Дети наследуют
благочестие своих родителей и умножают это благочестие в своей жизни.
Кроме того, очень большое значение имеет воспитание. Человек, родившийся
в благочестивой семье, с детства пребывает в храме. Родители носят его в
храм, причащают, говорят ему о Боге, научают истинам веры, воспитывают в
христианском духе, и это их заслуга.
Другое дело - человек, родившийся в
неверующей, безбожной семье. Родители тоже пытаются его воспитывать, но
они сами пребывают в неведении. И не могут воспитать его в благочестии,
пoтoму что сами нечестивы. Конечно, Гoспoдь, каждого призывает ко
спасению. И в нечестивых семьях порой вырастают благочестивые дети,
которых Гoспoдь Сам приводит к познанию Истины. Рождение и воспитание -
вот что влияет на ребенка. А какой-то механической зависимости, так что:
родился ребенок, и грехи, которые совершили его родители, все лежат на
нем - здесь нет.
Что касается крестных родителей, то думаю,
они отвечают за своих крестных детей в том случае, если нерадят об их
воспитании. С другой стороны, преподобный Амвросий Оптинский говорит,
что надо реально смотреть на вещи, что в наше время крестные редко имеют
возможность воспитывать своих крестников, и достаточно того, что они
будут молиться за них. Поэтому не надо отказываться если вас просят быть
крестным. А если родители не позволят вам воспитывать ваших крестников,
то они за это ответят.
Преподобный Марк Подвижник говорит, что
есть общение людей в добре, а есть общение людей во зле. Что такое
общение в добре? Когда вы делаете другому человеку что-то доброе, то как
бы берете на себя часть его грехов, в том смысле, что вы облегчаете его
жизнь. Спаситель взял на Себя наши грехи и вознес их на Крест. Он
добровольно пожелал пострадать за людей, верующих в Него, чтобы они
спаслись. Так и мы, если делаем человеку что-то доброе, любя его, желая
ему добра, берем на себя часть его грехов. Это в некотором смысле,
упoдoбление Спасителю.
А есть общение во зле. Например, если один
человек обижает другого, он берет на себя часть грехов обижаемого,
пoтoму что заставляет страдать другого человека. Этим страданием
очищаются грехи того человека, и чисто мистически на обидчика
перекладывается часть его грехов. Я даже встретил в одной из духовных
книг мнение, что на убийцу переходят все грехи убитого им человека. Тo
есть, за все грехи убитого наказан Богом будет убийца.
- Что сказано в Евангелии и в Ветхом Завете об ответственности родителей за детей?
- В Ветхом Завете рассказывается то,
что произошло со священником Или'ем, у которого было двое детей, также
священников: в Ветхом Завете это передавалось по наследству. Он
воспитывал их недостаточно строго. И когда сыновья Или'я выросли, они
стали совершать многие нечестивые дела: обворовывали и обижали людей,
совершали насилие над женщинами прямо около жертвенника. А он, будучи
стар, и уже упустив время, когда их нужно было воспитывать, пытался их
увещевать, но никак не наказывал и не проявлял твердости. За то, что он
не воспитал их должным образом, был наказан и он сам, несмотря на святую
и праведную жизнь, и его сыновья были убиты филистимлянами. Или'й,
узнав об этом, упал, сломал себе спину и умер (1 Цар. 2-4).
Но он был наказан Богом в этой временной
жизни, а не в вечности и, судя по всему, его праведная жизнь была
принята Богом. Конечно, имея таких детей, он много страдал. А дети,
поскольку не покаялись, обрели вечную погибель. Этот пример всегда
приводится в напоминание о том, что родители обязаны воспитывать своих
детей, что они ответят за это перед Богом. Достаточно много говорится о
воспитании детей и об ответственности родителей в книге Притчей
Соломоновых, и в других книгах Ветхого Завета. В Новом Завете мы читаем,
что женщина спасется через чадородие (1 Тим. 2, 15). Но это надо
правильно понимать: женщина не только должна родить детей, она прежде
всего должна их воспитать. И дети должны почитать родителей, и родители
отвечают за своих детей, пoтoму что должны сделать их христианами.
|