- Что такое любовь к Богу и как надо правильно Его любить?
- Любовь к Богу - это самое главное в
христианстве. Она неразрывна с любовью к ближним - эти добродетели
взаимовязаны. Когда человек любит людей, о нем говорят, что это хороший,
добрый, милосердный человек, его все уважают, у него всегда можно найти
помощь, защиту, на него всегда можно положиться. Но полноценно любить
людей нельзя до тех пор, пока человек не полюбит Бога; насколько человек
любит Бога, настолько он любит и людей. Сначала человек начинает любить
Творца, а потом понимает, что люди - это Божии создания, Божии дети.
Есть плохие люди, есть хорошие, но Господь создал всех и всех любит, обо
всех заботится; как сказано в Священном Писании, посылает дождь на
праведных и неправедных, и солнце на всех светит одинаково (Мф. 5, 45). И
если Господь любит всех одинаково, то и мы должны всех любить. Поэтому
если человек хочет любить Бога, он должен любить всех тех, кого любит
Господь,- как, например, вы из любви к своим друзьям будете уважать их
друзей. Если вы будете ругать друзей вашего друга, то он на вас
обидится, потому что он их любит и хочет, чтобы и вы так же к ним
относились.
А правильно полюбить Бога можно только
одним единственным способом - жить по Евангелию. Господь для этого и
пришел на землю, принял человеческую плоть, чтобы нас научить любви.
Церковь - это училище любви. Исполнение евангельских заповедей научит
любви к ближним, потому что все заповеди Божии заключены в ближних, в
заботе о них. Господь сказал в Евангелии, что есть две самые главные
заповеди, в которых заключается все христианство: возлюби Господа
Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем твоим умом, и
вторая, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф.
22, 37-39). А ближний - это любой человек, который сейчас находится
рядом с нами, нуждается в нас, просит нашей помощи. Господь сказал в
Евангелии: Кто сотворит одному из братий сих меньших, тот сотворит это
Мне (Мф. 25, 40). Господь Иисус Христос всех людей называет Своими
меньшими братьями. И если мы ближнему делаем добро, то в лице этого
человека делаем добро Самому Господу.
- Зачем открыли воскресную школу?
- Святейший Патриарх Алексий
благословил открывать при всех храмах воскресные школы для того, чтобы
учить детей основам веры. Когда-то Русь была некрещеной, и наши предки
славяне были язычниками; они были неграмотными, на Руси не было даже
письменности. А когда святой князь Владимир крестил Русь, то в первую
очередь он открыл храмы и школы, куда повелел отдавать детей, чтобы
учить их грамоте, Священному Писанию, основам христианской веры. На
иконах Господь Иисус Христос часто изображается с книгой - это символ
того, что христианство несет миру просвещение, культуру.
Все цивилизованные европейские страны,
бывшие некогда языческими и впоследствии принявшие христианскую веру,
именно христианству обязаны своей культурой: Господь возвысил их за веру
во Христа. И Русь с принятием Православия стала великим и могучим
государством; до этого же никто о ней не знал, потому что населяли ее
дикие племена, жившие в лесах и занимавшиеся охотой и рыболовством. А
когда Русь крестилась, возникла государственность, все племена слились в
единую Киевскую Русь, а потом в Российскую империю, которая стала
известна всему миру.
В Греции есть Святая Гора Афон. Это
полуостров, где подвизаются монахи. Там двадцать монастырей, много
скитов и отшельников. Не так давно жил на Афоне старец Паисий. Русские
монахи, посетившие Святую Гору в начале девяностых годов, спросили его:
"Что будет с Россией?" А он ответил: "Над Россией сейчас тучка (т. е.
смутные времена), но тучка эта скоро пройдет, и потом будет яркое
солнце. Надо детей учить Закону Божию", чтобы новое поколение подросло и
принесло в мир христианские ценности, убеждения, нравственность.
Вот вы вырастете и разойдетесь в разные
стороны: кто-то будет врачом, кто-то инженером, кто-то учителем, кто-то
священником, если Бог даст. И если сейчас вы воспримете основы
христианской веры, то, когда станете взрослыми, это будет для вас самым
главным. Как говорит Евангелие: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
(Мф. 5, 16). Для христианина Господь - это главное в жизни, он всегда
живет и поступает так, чтобы через его имя прославлялся Господь. И так
наша страна, сейчас еще полуязыческая, полубезбожная, постепенно снова
станет христианской, великой и могучей, и никакие враги, никакие
американцы или китайцы не cмогут ее победить. И люди будут знать, за что
мы боремся и для чего мы живем.
А сейчас многие даже не знают, для чего
жить. Почему люди пьяницами становятся? Потому что их жизнь настолько
пуста и бессмысленна, что они стараются напиться водки, чтобы ничего не
помнить, чтобы уйти от действительности. Но ведь есть же ответы на эти
вопросы: для чего человек создан, почему человек приходит в этот мир. И
чтобы вы не стали пьяницами, наркоманами, людьми, которые всю жизнь
проигрывают в карты, вы должны знать, для чего живете: чтобы служить
Богу и, служа Богу, служить ближним - это очень высокая цель.
Так и семья воздвигается, и государство
возрождается, и воскресная школа существует для того, чтобы воспитать
христиан. А вдруг кто-нибудь из вас будет президентом или министром, и
такой человек вспомнит, чему его учили в воскресной школе. Еще недавно
было коммунистическое время, когда храмы закрывали, и президент Михаил
Горбачев был первым, кто прекратил эти гонения. У него была очень
верующая мать, и хотя она не воспитала его православным человеком, ей
удалось привить ему уважение к Церкви и внушить: "Не смей храмы трогать -
плохо будет". При нем было отпраздновано тысячелетие Крещения Руси,
начали открываться храмы и монастыри - конечно, это промыслительно. А
прежним руководителям родители в детстве этого не внушили, поэтому они
закрывали храмы и боролись с религией, и это кончилось тем, что страна
наша стала бедной, как Африка - в Африке люди живут так, как мы сейчас. А
ведь Россия некогда была великой державой, которая кормила весь мир и
именовалась житницей Европы. Теперь этого нет, потому что народ отрекся
от своей веры.
- Почему Вы выбрали православную веру?
- Есть разные веры: протестантские,
католическая, каких только нет. У меня были друзья-буддисты, которые
стояли на ушах, и кришнаиты, которые играли на дудочках, качались и
пели: "Харе, Кри-и-ишна, Харе, Кри-ишна". Посмотришь на них, начинает
голова кружиться. И я что я все-таки русский человек, а в России всегда
была православная вера. Но сначала решил все-таки посмотреть: может
быть, другие веры тоже правильные. Мои друзья ездили в Среднюю Азию- она
тогда входила в состав СССР,- и я тоже поехал с ними. Приехали мы в
Бухару или в Самарканд - не помню точно,- пошли в мечеть. Думаю, сейчас
зайдем, спросим, как они верят в Бога, как они тут молятся. Подходим к
мечети, а навстречу выбегают аксакалы с дубинами и кричат: "У-у-у!.."
Пришлось убежать. Я подумал: "Если они с нами даже не хотят говорить, то
что же это за вера такая? Я шел к ним, чтобы спросить, может, мне
мусульманином надо стать, а они тут с дубинами бросаются. Нет, это
что-то не то. В Евангелии написано: возлюби ближнего своего, как самого
себя - это я понимаю. Нет, поеду я домой к себе в Россию". Приехал и
стал ходить в православный храм.
- Как поступать, если родители не разрешают поститься, ходить в храм?
- Пока вы маленькие, у вас воля не
своя, поэтому нужно слушаться родителей, как Бога, ведь одна из главных
заповедей: Чти отца своего и мать (Вт. 5, 16). Но родителей нужно
слушаться в добром, потому что они тоже люди и могут в чем-то ошибаться.
Если родители велят делать что-то противоречащее Евангелию, надо
подумать, но в основном, конечно, родители вас любят и заботятся о вас,
стараются вам помочь. Очень редко бывает, чтобы родители желали зла
своему ребенку, поэтому во всем и всегда родителей надо слушаться. А
если их слова будут противоречить вашей совести, вы должны спросить у
священника, как поступать.
В Православной Церкви есть посты, но
представьте себе: семилетний мальчик придет и скажет: "Мама, у меня пост
сегодня". Что скажет мама? Мне в свое время мама сказала: "Если у тебя
пост, готовь себе сам". Но мне тогда было уже семнадцать лет. Я взял три
рубля, купил картошки, капусты, постного масла, хлеба, и стал готовить.
Картошку пережарил, капусту недожарил, но было вкусно, поскольку сам
готовил. А вам, маленьким, перед причастием нужно попросить у родителей
разрешения попоститься хотя бы один денечек. Думаю, что они разрешат.
Если родители в храм не ходят, это, конечно, бывает сложно. Но вы можете
очень многое сделать.
Расскажу вам о святителе Леонтии
Ростовском. Когда-то Ростовская земля была языческой, и как только там
появлялись проповедники, их избивали и никто не слушал. Был в киевской
земле монах Леонтий, который пожелал проповедовать в тех местах
христианство и испросил на это разрешение у епископа. Он поселился около
города Ростова, построил в лесу келью, молился Богу. Он попытался было
разговаривать со взрослыми людьми, но его не слушали. А дети к нему
приходили, потому что им было любопытно, кто он такой. Он угощал их
сладостями, даже специально для них пек пироги, ласково разговаривал,
рассказывал о Боге, о Христе, о вере, и дети его полюбили. Приходя
домой, они пересказывали услышанное своим родителям. Родителям это
понравилось, и им стало интересно. Пришли они к св. Леонтию и сказали:
"Расскажи и нам". И он им проповедал Евангелие. Так ростовская земля
обратилась к Богу, жители ее крестились. Леонтия рукоположили во
епископа, он построил храм, и со временем Ростов стал одним из коренных
русских городов, крепких в вере. А началось все с детей.
Так и вы можете что-то рассказывать
родителям, особенно, если они вас спрашивают. Если не хотят слушать, не
надо. Сейчас это бывает часто: сначала дочка начинает ходить в храм,
потом ведет за собой маму. Если в храм не пускают, нужно слушаться и
молиться Богу дома: Богу ведь можно везде молиться. Молитесь за ваших
родителей - это ваша главная обязанность, поскольку они ваши первые
благодетели, они вас родили, вынянчили, а когда вы болели, ходили с вами
по больницам. Если бы не было родителей, не было бы и вас. Конечно,
самое большое для них благо - это царство небесное, вечная жизнь. Если
вы это понимаете и желаете для себя, то и для родителей надо тоже этого
желать, надо просить Господа, чтобы Он их просветил.
- Что делать, когда кто-то обижает в школе?
- Решать вопрос с помощью кулаков -
это дело не христианское. Так бывает в животном мире: кто-то кого-то
укусил, и тот давай его тоже кусать. Я видел по телевизору, как в
Австралии кенгуру выясняли отношения: на хвосты опираются и друг друга
бутузят. Все видели, как собаки сцепляются. Но они животные, а мы люди; у
нас есть разумная душа. Когда человек пускает в ход кулаки, он
уподобляется животным.
Когда кого-то обижают на ваших глазах,
особенно слабого, надо заступиться, а если обижают вас, надо потерпеть и
смириться. Есть такая христианская добродетель - смирение. Когда
человек смиряется, его начинают уважать. Кто-то может подумать, что так
могут совсем "затюкать". Нет, это не так, более мужественно -
по-христиански не ответить злом на зло. Когда надо было защищать
Отечество, русские люди оставляли дома и шли защищать беззащитных. Если
воин не возьмет в руки оружие, придут враги и убьют стариков, женщин,
детей. Поэтому воин обязан защитить свое Отечество - он не себя
защищает. И если несколько мальчиков-христиан дружат, а кого-то из них
обижают, то они могут защищать друг друга.
"Один за всех и все за одного" - это был
лозунг русских казаков, он был написан на их знаменах. Казаки защищали
границы России, сейчас это делают пограничные войска. Они никогда не
бросали в беде своих товарищей. Казак предпочитал умереть сам, но не
бросить раненого. Такие традиции были у русских воинов. Сейчас
казачество возрождается. Не знаю, насколько это удастся, потому что
раньше казачество защищало Веру, Царя и Отечество; Православие для
казака было самым главным. Вступая в казачье войско, он целовал крест и
перед крестом и Евангелием давал присягу, что будет служить Отечеству,
Царю, защищать святыни православной веры.Так что защитить других можно, а
что касается себя, то более высоко и благородно будет смириться и
потерпеть. А если кто-то будет нападать первым и обижать других, то я
даже не знаю, как его назвать. Такой будет не то что не христианин, а
хуже язычника, потому что даже неверующие порой так не поступают.
- Как мог Бог быть всегда, если существует начало мира?
- Начало мира существует во времени.
Господь сказал: Да будет свет, и стал свет - это был первый день
творения (Быт. 1, 3). Таким образом, мир существует во времени, в
пространстве, а Бог существует вне времени. Где Бог, там времени нет.
После второго пришествия Христова времени тоже не будет, будет вечность.
Например, мы ставим точку и от нее начинаем рисовать линию. Эта
поставленная точка - как бы начало мира, а линия - его развитие. Эта
линия может продолжаться бесконечно, но прежде, чем поставить эту точку,
я держал ручку в руках. Был Господь, Который эту точку поставил.
- Почему Вы стали священником?
- Родители мои были неверующие, в
детстве меня никто в храм не водил, и я был неверующим. Вам очень
повезло, что вас с детства привели в храм, рассказали вам о Боге - это
милость Божия, вы вырастете и оцените ее. А мое поколение росло без
Бога. Поэтому было сделано очень много глупостей, ошибок, и это принесло
много несчастий. Ведь безбожная жизнь, кроме несчастья, ничего человеку
не приносит. Сколько я прожил на земле - уже сорок лет - и не видел ни
одного счастливого человека среди тех, кто живет без Бога. Люди могут
быть миллионерами, министрами, президентами,- кем угодно, но если они в
Бога не веруют, Бога не признают и живут без Него, они несчастнейшие
люди, это видно по какой-то тоске, пустоте в их глазах. Как бы ни было
тяжело верующим людям,- их могут сажать в лагеря, они могут подвергаться
каким-то несчастьям,- но они что-то носят в сердце своем, какую-то
радость, свет. И за то, что Господь вас привел с детства в храм,
благодарите Его всегда.
Когда я стал постарше, лет в пятнадцать-
шестнадцать, я стал задумываться: для чего человек живет? Чтобы есть,
пить, спать - это скучно, этого мало. Я стал искать ответ на этот
вопрос, и появились мысли о Боге. Я почитал Евангелие, мне полюбились
заповеди, которым учил Господь, та любовь, которую Он принес людям:
тогда религия считалась позорным делом, и мне никто не говорил о
милосердии и сострадании. Все строили коммунизм, светлое будущее
человечества, неизвестно для кого и для чего, причем никто не знал, в
чем оно заключалось.
Постепенно я пришел к вере, стал ходить в
храм, но одновременно работал. А потом стало получаться так, что мне
хочется пойти в храм, а надо идти на работу, и мне было грустно,
особенно, если воскресный день был рабочим. Я стал думать: "А почему бы
мне не перейти работать в храм?" Взяли меня звонарем в храм - это было в
1979 г., мне исполнилось 19 лет, научили читать по-церковнославянски. Я
прислуживал в алтаре, и мне это очень нравилось. Я радовался, что могу
быть каждый день на службе. Утром еду в храм на службу и радуюсь: "Как
хорошо, сейчас Богу помолюсь", а то раньше я ехал на работу и думал:
"Скорей бы отработать да убежать". А после службы я думаю: "Скорей бы
наступило завтра, и я опять поеду в храм",- так я любил храм.
Никогда я не думал, что стану священником,
потому что я человек грешный, а священство - дар Божий достойным. Но
мне хотелось рассказывать людям о Боге - в те времена никто из моих
друзей ничего об этом не знал и то, что я говорил, было им вовсе
неизвестно. Давал читать книжки, что-то объяснял - мне это нравилось, и
были такие мысли: "Хорошо бы священником быть, но все-таки я, наверно,
недостоин, и это очень тяжелое ответственное служение".
Лет девять или десять я проработал
псаломщиком, а потом мой духовный отец благословил меня уехать в один из
монастырей, в котором игумен велел рукоположить меня в священники. В
монастыре не спрашивают, хочешь ты или не хочешь, игумен сказал - монах
должен слушаться. Помню, служу первую Литургию и не понимаю: "Господи,
что происходит со мной, вроде я и вроде не я - какой-то другой человек".
Хотелось убежать даже, страшно было перед Престолом стоять, Литургию
служить. Но мне всегда это нравилось. И до сих пор из всех моих
многочисленных священнических обязанностей, самая радостная - это
служить Литургию, молиться Богу.
|