- Устная или умная молитва Иисусова - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго" - это душевное делание?
- Святитель Игнатий (Брянчанинов)
пишет, что наша молитва еще душевна, и он говорит о уже достаточно
высокой степени молитвы, потому что он был свят. Собственно духовной
молитвой, даром Духа Святаго, может быть названа молитва сердечная, или
умно-сердечная. Об этой молитве прп. Исаак Сирин говорит, что очень
немногие, один из тысячи, доходят до Иордана, и лишь один из нескольких
поколений переходит Иордан. Я не берусь объяснять, что он хотел этим
сказать, видимо, имеются в виду какие-то степени молитвы, молитвенной
созерцательной жизни.
Молитва устная, конечно, душевна. Молитва
умная - это дар Божий, но, насколько я понимаю, такая молитва еще
несовершенна, потому что совершенна молитва сердечная. О сердечной
молитве лучше почитать у свт. Феофана или в книге "Умное делание".
- У Святых Отцов есть такие слова:
"Блюдение ума не возможет состояться без трезвения, соединенного со
смирением и непрерывающейся молитвой Иисусовой". Что такое трезвение?
- Трезвение - это трезвенное
наблюдение за состоянием своего ума и сердца, за всеми помыслами,
чувствами и переживаниями, которые в нас являются. Естественно, без
молитвы это невозможно. То есть Иисусова молитва - это как бы
светильничек. Когда он не горит, в сердце темно, и мы не замечаем, что
происходит в сердце, мы не в состоянии этого анализировать. Когда же мы
начинаем молиться молитвой Иисусовой, молиться со смирением, не
прелестно, тогда в свете молитвы мы начинаем все это видеть, начинаем
видеть, что мешает молитве, что отлучает нас от Бога. Вот это называется
трезвением.
- Святитель Игнатий пишет, что молитву
нужно совершать со вниманием и благоговением, с целью покаяния. А как
быть, если внимания хватает на минуту, благоговения же вообще нет?
- Все равно нужно молиться, потому
что одно из условий для новоначального делателя молитвы, по словам свт.
Игнатия, это именно постоянство: частое, а по возможности постоянное
пребывание в молитве. Если будем подвизаться, трудиться, то Господь со
временем призрит на наше усилие, и благословит его, и даст благодать.
Сначала внимание бывает наше собственное, душевное, а потом уже приходит
внимание благодатное. Поэтому сейчас нужно себя понуждать - и на
внимание, и на молитву. И благоговение тоже появится со временем, потому
что начало премудрости - страх Господень (Пс. 110; 10). От
молитвы Иисусовой явятся потом очень тонкие переживания, явятся из самой
молитвы, если стараться молиться внимательно. Из этого явится и страх
Божий, и покаянные чувства. Все придет со временем, только нужно не
оставлять делания. Поэтому постоянство в этом подвиге Святые Отцы
признают очень важным.
Конечно, в духовной жизни и молитвенном
делании все бывает от Бога. Каждый шаг, каждая йота, на которую мы
продвигаемся к Богу,- все от Бога, все - дар Божий. А нам принадлежит
труд, наше - произволение. То есть Господь предлагает нам научиться
какой-либо добродетели, и если мы соглашаемся, идем за Ним, то Он ведет
нас, и со временем все дает. Но мы можем разлениться, не пойти, или по
гордости презреть какие-то заповеди Божии. Многие с пренебрежением
относятся к заповедям Божиим или ко всем святоотеческим творениям. А что
отсюда следует? Ничего в духовной жизни не получается. Потому что когда
человек полагается на свои мозги, отметает разум Божий, то ничего у
него не получится, кроме прелести.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов)
говорит, что от неправильной молитвы бывают соответствующие плоды:
злоба, гнев, тщеславие. А у меня как раз такие плоды и есть.
- Я думаю, что все-таки не от молитвы
произрастают такие плоды. В данном случае молитва просто выявляет то,
что гнездилось в сердце. Потому что и злоба, и гнев, и тщеславие
свойственны - даже, может быть, в гораздо большей степени - и тем людям,
которые не молятся. А когда человек потихонечку учится молиться,
страсти потихонечку умаляются, и плодом молитвы Иисусовой в
новоначальном, как говорят св. Отцы, бывает именно истребление страстей и
умиротворение сердца. Но, по их учению, на все нужно время, и не
несколько месяцев, и даже не несколько лет, а несколько десятилетий.
- "За покаяние при одном собственном
усилии Бог дарует в свое время покаяние благодатное",- пишет свт.
Игнатий. У меня, по сути, покаяния нет, а если сознаю, что сделан грех,
укоряю себя как могу. Иногда меня совесть мучает, иногда - нет. Есть
просто осознание греха, и я прошу у Бога прощения. Это и есть покаяние
при собственном усилии?
- Это начало покаяния. Мы должны
просить у Бога покаяния, и потихонечку трудиться. Хотя бы простое
осознание человеком того, что он что-то делает не так,- это уже
покаяние, уже недовольство жизнью плотской, греховной. Это зернышко
покаяния, это самое важное, это говорит уже именно о каком-то начале, а
когда этого нет, то что бы человек ни делал, все бесполезно. В нем живет
один фарисей - только и всего. И это постепенно нужно развивать. Как
развивать? Молиться, не отметать, не попирать такие помыслы, когда
совесть сожалеет о чем-то, а обращать на это внимание, и в свое время
Божиею благодатию все доброе вырастет.
- Святые Отцы говорят: "Между
сочувствием сердца уму и соединение ума с сердцем или схождение ума в
сердце - величайшее различие". Как это нужно правильно понимать?
- Это сказано о разных степенях
молитвы, разных степенях созерцательной жизни. Нам до этого, конечно,
еще далеко. Иногда у нас может появляться сочувствие сердца уму - и
слава Богу, нам хотя бы этого добиться, и для нас это уже что-то. А
соединение ума с сердцем, или схождение ума в сердце - это то же самое -
даруется Богом в свое время. Как говорит святитель Игнатий, "перст
Божий сам касается, соединяет ум с сердцем". По святителю Игнатию, даже
понимание и исполнение заповедей Божиих, понимание Евангелия, вообще
жизни и, конечно, духовной жизни в Боге, до соединения ума с сердцем -
одно, а после соединения ума с сердцем - другое. Все придет в свое время
- конечно, не сегодня и не завтра. Если будем молиться, если будем по
мере сил исполнять заповеди Божии, Господь все даст.
- Батюшка, сейчас для меня главное - добиться устной молитвы, но внимательной?
- Сейчас самое главное - во-первых,
добиться постоянства в молитве, т. е. какие бы с нами ни случались
обстояния, молитву оставлять не должно. И даже если мы молиться не в
состоянии, нужно себя укорять и ругать за то, что не молимся. Или читать
книги,- чтобы ум был с Богом. И, конечно же, по возможности необходимо
добиться внимания. Нужно понуждать себя и стараться, при этом понимая,
что плод - от Бога.
Чтобы достичь внимания, необходимо
удалиться от внешних причин, приводящих к рассеянности, стараться не
видеть, не слышать, не знать ничего ненужного, суетного, пустого и
страстного. А для этого нужно уединение. И, конечно, больше возможностей
для молитвенной жизни предоставляет монастырь. Молитва - главное
делание монаха. Об этом говорят Святые Отцы. По словам прп. Иоанна
Лествичника, послушник - это тот, кто одну ногу простирает на
послушание, а второй ногой непременно стоит на молитве.
- Когда молишься, должно ли быть какое-то напряжение, как бы от усердия, или это должно происходить свободно, как дыхание?
- Святитель Игнатий говорит, что
всегда нужно на молитву себя понуждать и какой бы степени духовности
человек ни достиг, молитва всегда требует труда и очень большого труда.
Но все-таки надо знать некоторую грань. Сначала человек себя понуждает, а
потом, постепенно, сердце согревается и молитва идет уже свободно, как
дыхание. А прп. Варсонофий Оптинский говорит так: когда молитва идет
свободно и легко, то какой же тут наш труд. Это дар Божий, милость
Божия. А когда не хочется молиться, когда наступают разные искушения,
или нападают помыслы, или жесткость в сердце, а человек тем не менее не
перестает молиться, это и есть трудническая молитва, самая угодная Богу.
Здесь проявляется произволение человека, за это он получает больше
венцов.
- Часто бывает так, что слова молитвы
не трогают, из-за чего трудно установиться вниманию. В таких случаях я
или начинаю обдумывать слова молитвы, или молиться так, как если бы эти
молитвы были моими. Можно ли так делать?
- Да. Так советует делать свт. Феофан Затворник в своих письмах.
- Правильно ли думать, что необязательно молиться молитвой Иисусовой постоянно, главное - вообще молиться?
- Непрестанная молитва, по Святым
Отцам,- это не только непрестанная молитва Иисусова, а вообще любые
молитвословия, даже размышления о Боге, чтение духовных книг - все
вменяется в исполнение заповеди о непрестанной молитве. Авва Дорофей
говорит, что даже забота о том, чтобы исполнить заповедь духовного
отца,- это тоже память Божия. Поэтому можно читать любые молитвы, лишь
бы быть с Богом. А когда нападает уныние или бесчувствие,- я читал такое
наставление,- хорошо напевать или слушать песнопения Страстной седмицы
или Пасхальные песнопения. Это очень помогает разогреть сердце. Напевать
молитвы можно, потому что, когда поешь, появляется желание молиться
молитвой Иисусовой или какой-нибудь еще краткой молитвой. Тогда уже,
конечно, пение нужно оставлять.
- Давно замечаю за собой и это, к
сожалению, вошло в привычку, что когда молюсь, представляю в уме молитву
так, как она написана в молитвослове. Что нужно делать, чтобы
избавиться от этого?
- Действительно, это неправильно. Как
только человек заметит это, нужно усилием воли это прогонять и молиться
дальше. Я думаю, что со временем, когда человек работает над собой,
трудится, это пройдет. Это как бы зрительный рефлекс, или рефлекс
памяти, и если с ним бороться, если постоянно отметать его, делать
усилия, то, я думаю, его можно победить. А вот унывать не надо. Все мы
во грехах лежим, все мы не такие, какими должны быть. Но с Божией
помощью, потихонечку, придет время - все будет.
- Все помыслы, которые приходят во время молитвы и молитву рассеивают,- не от Бога?
- Да. И даже если эти помыслы кажутся
благими, Св. Отцы советуют их отгонять. Святитель Феофан говорит, что
если во время богослужения, во время молитвы в мыслях придет даже
толкование Евангелия, то надо отгонять их прочь: это толкование от
бесов. Выше молитвы ничего нет. Всему свое время. Тот помысел, который
придет от Бога,- например, вразумление - не рассеивает молитвы и не
отвлекает от нее.
- Что значит внимать себе?
- Внимать себе - значит внимательно
относиться ко всем движениям сердечным, ко всем помыслам, которые
являются в сердце. Лучше всего это делать в уединении, поэтому свт.
Игнатий пишет, что настоящее покаяние возможно только в уединении.
Святитель Феофан в одном из писем замечает, что спасаться в толпе и
молве может либо человек, духовно преуспевающий и совершенный, либо
человек, ничего не понимающий в духовной жизни.
- Что значит для новоначального самоотвержение и невменение себя?
- Это значит нужно себя никем не
считать, ничего доброго в себе не замечать, и за человека-то себя не
признавать, думать: я хуже скота. Один святой говорил: "Братия,
поверьте: там, где будет сатана, буду и я". А самоотвержение у
новоначального заключается в том, чтобы ничего не делать по своей воле,
по крайней мере, без благословения и совета. Одно дело - совет, другое -
благословение. У человека более духовного самоотвержение простирается
дальше. Но этого я не знаю, потому что не достиг такой меры. А для
новоначального это и есть самоотвержение, потому что послушание - это
тоже подвиг. Подвиг веры. Другой человек говорит, а ты делаешь то, что
говорят. При этом тоже нужно себя понудить, потому что это не всегда
соответствует нашим представлениям и нашим желаниям.
- Когда приходит осознание своих немощей?
- Сознание своих немощей дается Духом
Святым. Это особое чувство, духовное видение. Не просто ты что захотел,
то и увидел,- нет. Бог может тебе не дать увидеть. Он дает это
достойным, тем, кто не ожесточится от этого видения, не впадет в уныние,
отчаяние или озлобление, а действительно начнет приносить покаяние,
пытаясь исправиться. Насколько человек способен вместить видение своих
грехов, настолько оно Богом и дается.
- Можно ли унынию противопоставлять радость о Господе?
- Радость о Господе, конечно,
противопоставлять можно, но только тогда, когда она есть. Радость
действительно духовная - о которой апостол говорит: Плод духовный есть любовь, радость, мир
(Гал. 5; 22). Она является результатом исполнения евангельских
заповедей. Это не просто: поднатужишься - и радость явится. Нужно
молиться, нужно жить по евангельским заповедям. А уныние надо просто
терпеть. Терпеть в надежде на то, что оно пройдет. Терпеть, не оставляя
поприща своего делания и не стараясь развлечь себя празднословием и
чем-то суетным. И за это терпение Господь даст радость как плод такого
терпения. Все в этой жизни временно: и скорби земные, и радости земные, а
вот к вечности нужно стремиться.
- Человеку свойственно искать правду Божию в этой жизни. А насыщение будет в вечной жизни?
- Нет это не совсем там. Насыщение
правдой Божией приходит во время поиска истины, когда человек
действительно что-то делает, ищет волю Божию и старается ее исполнить.
Не только узнать, но и исполнить. Тогда приходит это блаженство: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
(Мф. 5; 6). Они здесь насыщаются. Это черта между небом и землей, между
вечностью и временем. Она в общем-то достаточно абстрактна. Здесь
человек должен вступить в вечную жизнь, здесь он должен начать жить по
законам вечности. И живя здесь, на земле, должен душой и сердцем
переселится на небо, ибо все райские блаженства начинаются уже здесь, на
земле.
|