«...Неизлишне напоминать родителям и воспитателям детей апостольское наставление: воспитывайте в наказании и учении Господни. То есть словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христову.
     
Отдадим долг уважения знанию и учености. Скажем, если угодно, что люди, 
обладающие глубокими познаниями о предметах природы, человечества и 
общества человеческого, суть очи народа.
     
Однако, как не всякому члену тела надобно быть оком, так не всякому 
члену общества надобно быть ученым. Но усиленные укоры невежеству и 
похвалы неопределительно понятому просвещению посеяли в некоторых людях 
односторонние мысли, что воспитание, достойное своего имени, есть только
 ученое, что воспитывать – значит преподавать науки, что воспитанным 
надобно почитать того, кто прошел несколько поприщ уроков.
     
Это значит – воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека.
     
Счастлив воспитываемый, если наставник в учении веры успеет глубже 
посеять в нем семя духовного учения, нежели другие наставники семена 
мирских учений, и если духовное семя будет питаемо домашними и 
церковными упражнениями благочестия под влиянием доброго руководства и 
примера.
     
Учение Божественное очистит, утвердит и освятит учения человеческие и 
сделает их употребительными на пользу частную и общественную, потому что
 благочестие, как говорит Апостол, на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего (1 Тим. 4, 8).
     
Но если благочестие, хотя и говорят о нем постановления, в самой душе 
воспитываемого не положится в основание мирских учений, то они не будут 
истинно основательны.
     
Учения неосновательные не благоустрояют жизни, а между тем обыкновенно 
надмевают. Надменный мнимым знанием и образованностию всего чаще ставит 
себя выше своего состояния. Так происходят люди, которые не мирятся с 
бедностию, не уживаются с посредственностию, не сохраняют умеренности в 
изобилии, алчут возвышения, блеска, наслаждений, разочаровываются 
пресыщением так же, как ненахождением пищи своим страстям, всегда 
недовольны, любят перемены, а не постоянство, и, преследуя мечты, 
расстраивают действительность настоящую и будущую».
     
«Ученые сами признали, что воспитание ученое не всегда уместно и с 
пользою прилагается, особенно к состояниям средним и низшим в обществе, 
когда отличили от оного и старались отдельно устроить для сих состояний 
воспитание деловое, то есть приспособленное к делам сих состояний, к 
земледелию, к ремеслам, к художествам, к промышленности и торговле. 
Мысль дельная при дельном исполнении».
     
Должно только «напомянуть, что воспитание деловое только при помощи 
воспитания благочестивого и нравственного   может   образовать 
земледельца, ремесленника, промышленника, торговца, трудолюбивых, 
честных, способных устроить свое благосостояние и быть исправными 
членами общества». Поэтому «небрегут о детях, если старательнее учат их 
полезному для жизни временной, нежели спасительному для души 
бессмертной; если тщательнее меблируют их голову набором слов и понятий,
 нежели возделывают вертоград их сердца, исторгая из него дикия травы 
неправильных склонностей и привычек, насаждая в нем благия чувствования к
 добродетели, ограждая его от ветров легкомыслия и от бурь страстей; 
если при воспитании не довольно помнят и не довольно употребляют в дело,
 сколь важное само в себе, столь же благодетельное для всех отраслей 
познания, начало учения: начало премудрости страх Господень; разум же благ всем творящим его (то есть хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела); благочестие же в Бога начало чувства
 (Притч. 1, 7). Вы обрабатываете в детях будущих граждан, воинов, 
словесников, письмоводцев, художников, промышленников; хорошо, но не 
пренебрегите того, что еще лучше,– не пренебрегите образования в них 
сынов Церкви, приготовления будущих граждан неба».
     
«Что сказать о изящном воспитании – о образовании детей приятными 
искусствами? В пользу сей отрасли воспитания можно сказать: церковное 
пение – вот приложение приятного искусства к воспитанию, достойное 
похвалы и поощрения. Упражнение в пении церковном и близких к оному 
песнопениях духовного и нравственного содержания путем удовольствия 
ведет к пользе; оно умягчает сердце, но не изнеживает, как иные роды 
пения, возбуждает и питает возвышенные чувствования, а не страсти; 
занимая невинную душу, не только не уменьшает ее невинности, но и 
освящает оную. Не скроем желания, не останавливаясь на том, сбыточно ли 
оно, чтобы сие чистое увеселение из воспитания чрез привычку перешло в 
жизнь и чтобы христиане, как и бывало некогда, не только в церкви, но и в
 доме, по наставлению Апостола, глаголами к себе во псалмах и пениях и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах Господеви» (Еф. 5, 19). 
     
Обыкновенно «употребляют приятные искусства в воспитании так, что они,– 
изъяснимся как можно скромно,– являются цветами, которые не приносят 
плодов и с которыми соединено терние, приятно уязвляющее. По сему 
предмету чувство благочестивое, чистое нравственное чувство и опытное 
благоразумие тщательно должны быть призываемыми на совет о том, в каком 
виде и в какой мере допустить приятное, чтобы под прикрытием его не 
прокралось вредное – изнеженность, рассеянность, пристрастие к 
чувственным удовольствиям».
     
«Искусства и познания приятные доставляют жизни человеческой, так 
сказать, приправы и лакомства, а не хлеб и пищу: не странно ли было бы 
заботливо собирать к столу как можно более приправы и лакомств и не 
заботиться о том, будет ли хлеб и пища?»