46
Я не мог не обратить
внимания на то, что вы написали о бывающем с вами. И не изменю своего о том
понятия. Тут явны козни врага. – А вы – в протест. Говорите, что «в ваше время
уже не бывает таких искушений». А знаете ли вы это? Если не знаете, то зачем и
говорить? Враг все одинаков; и если где найдет подходящим сказанное мной
искушение, то не откажется подвергнуть ему преследуемого им, не страшась
показаться несовременным. Ему лишь бы душу сгубить. Я нахожу, что к вам очень
может он подойти с такой прелестью. Ваша обстановка такая, что к другому чему в
вас не свободно ему руки приложить. Да ведь не все огненные колесницы. Приемы
разны; а цель одна – засеменить самоценение, раздуть его в возношение и
завершить дело гордыней богопротивною. А возношение разве не колесница огненная?
Еще какая огненная-то, и притом какая легкая! Духом за облака, далее на самое
небо и на равный Божиему престол. Там и будет парить, дока не изречется
приговор правды: «Во ад снидеши!»
Пишете, что «умеете различать помыслы»; и даете мне самому
дополнить эту речь, следовательно, могли бы узнать, если б было что худое в
бывшем с вами.
Как не заметили, то, стало быть, худого тут ничего и не было. –
Неправда; оно тут было, только прикрыто. Видимость вся не худа; но что
внушалось и что принято, то худо. Мне никакого нет удовольствия навязывать вам
какую-либо худобу. Но видя, как ей возможно быть, и замечая маленькие следочки
ее, как могу не предостеречь и не указать?! Вот это я и сделал. «Умею различать
помыслы». – А св. Симеон разве не умел? Св. Исаакий разве не умел? И многие
другие разве не умели? И однако ж видите, что было с ними? Вы, кажется,
воображаете, что враг – дурачок. Если станет искушать, то прямо каким-либо
явным худом. Пойдет он к вам с худом! Уж какие светлости представит, что вы и
рот разинете. Тут-то он вас и схватит. Яму открытую всякий увидит; а яму,
прикрытую цветами, не всякий распознает. Не распознает и упадет в нее. У врага
нашего два действующих полка. Один соблазняет кажущимся, призрачным добром; а
другой – настоящим злом. Первые пролагают дорогу вторым. Те начинают, а эти
заканчивают поражение.
Заключаете: «Ну, буду стараться дойти до чувства своей негожести,
чтоб видеть себя слепой, расслабленной и прокаженною». Вот это лучше всех
рассуждений. Ни на что Господь не подает так скорой помощи, как на
восчувствование этого. Когда восчувствуете это, – и не кое-как, не
поверхностно, а глубоко, тогда устроите около себя ограду из гранита и стали.
Врагу много надо будет хлопот, чтоб достать до вас, – и когда достанет, ничего
не поделает, ибо у вас будет тогда еще и броня, и свет будет около, ослепляющий
врага, так что ему не видно будет, куда направлять удары.
Незавидное ваше здоровье –
Божия вам милость. Если б вам, при живости вашего характера здоровье, то кто бы
вас удержал в таком смиренном образе жизни? Цель, коей достигнуть стараетесь,
удобнее достигается при немощах. Благодушествуйте же и благодарите Господа, что
не можете исполнять, как бы хотелось, молитвенного правила, не смущайтесь тем.
Имейте одно правило – быть в молитвенном настроении, т.е. во благоговеинстве
пред Богом и в преданности в Его святую волю. Чтоб мысли не блуждали,
повторяйте какой-либо коротенький молитвенный стишок или читайте псалмы, какие
знаете на память, и из каждого стиха изводите свои молитовки, применительно к вашему
положению.
|