47
Кто же это вам сказал, что
трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно – и
спасение готово. Оно уже приготовлено для всякого: приди только и возьми. Так
что трудно не спастись, а трудно захотеть встать, пойти и получить спасение. Но
в таком случае не следует говорить: «Трудно спастись»,– а: «Лень нам спастись».
Самим нам не только трудно, но и решительно невозможно спастись.
Но с Господом Спасителем какой труд? Имеем Бога, Который все промыслительные
действия Свои направляет к тому, чтоб все мы пришли в познание истины и
спаслись, – и еще будет нам трудно спастись?!
Есть, конечно, в сем труд,
ибо какое же дело делается без труда? Но труд наш в содевании спасения так мал
и ничтожен сравнительно с великостью дела спасения, что о нем и поминать не
стоит.
Для вас все еще темен
спасительный строй внутри. Читайте первые пункты Филофея Синайского в
Добротолюбии и смотрите, что там. Один акт, – и все тут. Ибо он все к себе
стягивает и держит в строю. Извольте так устроиться, и получите должный строй
внутри, и ясно его увидите. Акт сей есть стать вниманием в сердце, и стоять там
пред Господом в благоговеинстве. Се начало духовной премудрости!
Желательно вам умудриться в
различении помыслов. Сойдите из головы в сердце. Тогда все помыслы ясно видны
будут вам, движась пред оком ума вашего острозоркого; а до того не ждите
должного различения помыслов. Извольте принять к сведению, что различение
помыслов не то же, что гнание их вон, когда они недоброкачественны. Это есть
брань мысленная, которой предшествует различение, какие помыслы друзья и какие
– враги. Увидев в них друзей, принимают их с почетом, а увидев их врагами,
прогоняют с бесчестием. Ведайте также, что различение помыслов различает не
добрые только и худые, но и дельные от бездельных и пустых и кажущиеся добрыми
от настоящих добрых, – наипаче же то различает, какие помыслы в виде побуждений
и целей окружают дела наши, и обычные, и особые какие, чтоб не прокрались
побуждения и цели, непозволительные в добром христианине, и не испортили дел
наших. Чего это касается и как все делается, учитесь у св. Лествичника, в
особом пространном слове его о различении помыслов. По тем указаниям и
начинайте действовать, – и опыт всему вас научит.
Вам желательно бывает
оценить себя поопределеннее, что вы такое. На что же это вам? И как же вы не
видите тут врага, который пролагает вам дорогу к самоцену, – сей пагубнейшей
язве? Небось, красно при этом раскрашает, сколько от этого польз, – и все
духовных!!! А вы и порываетесь к тому, врага т.е. слушаете, и в пагубу спешите.
Только поддайтесь, и он тотчас подпустит вам яду самоцена, и вы пуститесь
мечтать о себе, что вот уж как хватили, не то, что те-то и те-то. И начнете вы
на всех смотреть, как с колокольни, смотреть, т.е. вражескими глазами. Вот и
польза духовная! Опять прихожу к мысли, что вы все в голове, а не в сердце.
Сойдите в сердце – и тотчас оцените себя. Вы изъявляли желание дойти до чувства
своего непотребства. Вот это вы и начнете видеть и чувствовать, как только
сойдете в сердце. Чем дальше, тем это яснее будет видеться. Наконец порешите;
слепая я, расслабленная, прокаженная, – и это не заученной фразой, а самым
глубоким и нераздвоенным чувством сердца. – И се та двенадцатая степень
духовного совершенства, о которой говорит св. Макарий Египетский в своих
беседах!
|