48
Как это враг ухитрился
уверить вас, что его нет, или если есть, то ничего сделать нам не может? –
Последнее совершенно верно, если всю силу свою будем полагать в Господе, а не в
себе самих. Но это не значит, что можно уж жить спустя рукава. Враг все юлит
около нас, и мало-мало случай, тотчас подстревает с своими советами, красными
всегда на вид и всегда бесполезными и вредными. Потому надо быть настороже и
ухо держать остро, чтоб замечать его хитрости и, заметив, отражать их простотой
веры в Господа, ратуя именем Его.
Не думайте, что он сразу станет предлагать вам грубое что. Нет, он
начинает всегда благовидностями; от них переходит к пустякам; от этих к
маленьким грешкам, а от сих и к большим. Но обычнейшее его занятие – игра в
помыслы. Все подбрасывает то одно, то другое; цель же та, чтоб отвлекать от
достодолжных помышлений и занимать душу бездельем, имея, однако ж, в виду, не
откроется ли возможность посеять и что-либо худое. Так сеет враг души всего
мира, как в решете. Осмотритесь и увидите, что в этом отношении много даем мы
выигрышей врагу. О том, как с этим быть, читайте у Исихия о молитве и
трезвении.
Пишете: «Кажется, я
смиренна». – Что вы смирены, это видно. Но смиренны ли вы, это другой вопрос.
Есть также разница между смирением и смирянием. Кто смиряет себя, тот еще не
смирен, а ищет смирения и хочет быть смиренным. Я полагаю, что вы хотите быть
смиренною и ищете смирения; но смешивая смиряние со смирением, считаете уже
себя смиренною. Потрудитесь в себясмирянии, и смиренными станете.
Что, просыпаясь, находите
иногда какой-либо стих из псалмов в устах, это великая милость Божия. Ангел
Божий влагает эту молитву пред просыпанием. И читайте этот стишок целый день
или пока читается. Записывать надо. Заведите особую для этого тетрадку.
Пригодится.
«Иногда, – говорите, –
порождается ожидание, что все у меня может быть отнято, даже пища, одежда,
кров». – Что же вы на этом и останавливаетесь?! Нет; вы заканчивайте такое
помышление так: «Только Господь не может быть отнят; буду же всей ревностью
ревновать о том, чтоб стяжать Господа и никогда не лишиться Его со мной
сопребывания». – Затем не возвращайтесь к тому, чтоб упрочить свое внешнее;
пусть оно под этим титлом и остается навсегда, т.е. под титлом обреченного на
исчезновение и готового к тому поминутно. Из этой мысли родится потом чувство
отрешения от всего, будете как отрезанная от всего. Это сделает вас
опорожненным сосудом, в который удобно уже будет помещать всякое стяжание
духовное, вечно пребывающее. – Так пусть идет у вас в духе. Но ничего нет
дивного, что и самым делом может так совершиться. На свете не один Иов
оставляется как перст, – ничего нет и на гноище. Страшно ведь это, а у Господа
– это золотая лествица на небо.
|