58
«Собираюсь с духом». –
Помоги вам Господи! Но не выпускайте из внимания главного, – того, чтоб
собраться умом в сердце. На сие паче направляйте труды свои. Прием один –
стараться стоять вниманием в сердце, с памятью о вездесущии Божием и о том, что
око Его смотрит в сердце ваше. Позаботьтесь утвердиться в том убеждении, что
хоть вы одни бываете, всегда имеете не близ себя только, а внутри себя лице,
присущее вам, на вас смотрящее и все в вас видящее. То, что я писал вам о
несколькократном в день делании молитвы Иисусовой, послужит средством к тому,
очень сильным, Делайте так, – всякий раз минут по десять-пятнадцать, – и лучше
стоя в молитвенном положении с малыми поклонами и без них, как вам лучше.
Трудитесь так и молите Господа, чтоб дал вам наконец ощутить и познать, что
такое есть болячка в сердце, по слову старца Парфения. Вдруг это не дается.
Пройдет год усиленных трудов, а может быть и больше, пока начнут показываться
некие сего следы. Благослови вас, Господи, на труд и путь сей. – Но вы не
считайте этого каким-либо приделком, а имеете главным делом.
«Надобно работать и выработать из себя более серьезную и
сдержанную». – Это что такое?! Вы в светскую даму хотите нарядиться?! Но вы уж
и без особых стараний светская барыня, и еще ученая. Две беды уж есть, и еще
третью хотите себе навязать. Нет, не годится. Если поставите себе целью сии
качества, из вас выйдет лицедейка, которая внимание обращает на внешнюю
выправку в слове, в позе, в движениях. Серьезность и сдержанность это добрые качества житейские. Не то я хочу
сказать, чтоб они не шли к духовной жизни, – идут, но здесь они должны быть
следствием других качеств, а не целью, чтоб быть, не бывая замечаемы. У
подвизающихся вместо их целью должны быть внимание, бодренность, хождение в
присутствии Божием. Вот когда, Бог даст, зародится болячка в сердце вашем,
тогда само-собой прибудет и то, чего вы желаете, или нечто, гораздо высшее
того, – водворится особый некий такт, по которому все будет у вас идти ладно,
складно и уместно, без думания о том. Тогда внутрь себя будете носить учителя, премудрее
которого нет на земле.
«Боюсь не сделать бы насилия природе». – А это еще что такое?
Природа наша повредилась чрез падение. Христианство во всем своем строе есть
восстановление сей природы в первый чин. Следовательно, оно ость в существе
своем насилие природе, как она в нас теперь есть. Самопротивление и
самопринуждение суть первые формы проявления жизни христианской, спасительной,
ведущей к цели. Нуждницы т.е. нудящие, то же что насилующие природу,
восхищают Царствие Божие. На природу никогда не следует ссылаться или на нее
опираться безусловно, ибо она совмещает в себе смесь должного с недолжным.
Почему, перерабатывая себя, надо не на природу смотреть, а на норму
совершенства, предлагаемую христианством. Сличив с сей нормой сущее в нас и
бывающее, найдете, что многое надо исторгнуть совсем, многое надо
перенастроить, многое привнести вновь. Природу надо иметь, как сырцовый
материал, из которого не все идет в дело.
|