60
Просите начертать вам великопостный устав. – Да на что же это?!
Общий устав вам известен, а частный, келейный мне нет возможности написать,
потому что не знаю ваших особенностей. Извольте сами это сделать, применяясь к
общему. Скажу только: положите в сердце общий закон постнического действования,
– и он будет двигать руками, и ногами, и всеми членами вашими, как требуется. И
будет у вас в действии неписанный устав. Закон постничества такой: в Боге умом
и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в
телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних,
неся охотно и с любовью труды и лишения постничесвия, в пище, сне, отдыхах, в
утешениях взаимно-общения, – все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось
и не лишало сил исполнять молитвенные правила. Имея сие в виду, вам нетрудно
будет определить, как, когда и в какой мере что делать.
Службы церковные лучше в церкви слушать, всячески напрягаясь не
отходить от Господа умом, как бы долго она ни тянулась. Дома же вычитывать их
только в случае крепкой болезни.
Причаститься можно раза три
– на первой неделе, крестопоклонной и страстной. А если придет сильное желание,
можно еще прибавить. Можно и каждую неделю причащаться. Об этом вам следует
поговорить со своим духовником.
Занимайтесь дома более
чтением, богомыслием и молитвой, а рукодельем поменьше. Впрочем смотрите сами:
иногда и порукодельничать надо побольше, когда душа насытится духовным.
Что касается невольных
тужений и скорбений сердца, внезапно нападающих, то я ничего не умею о них
оказать. Потрудитесь записывать бывающее при сем, тогда, может быть, скажется,
откуда они. Мне думается, что они у вас не Божии. Божии умиление и слезы приносят;
а эти, скребущие сердце без явных причин, только расстраивающие и ни на что
доброе не наводящие, надо прямо производить от врага. Серчает он на вас и
скребет когтями своими. Обращайтесь к молитве. Господь пошлет ангела, который и
отгонит томящего вас духа.
Трудитесь в навыкновении молитве Иисусовой. Благослови Господи!
Веровать надобно, что Господь Иисус Христос внутрь нас есть, – в силу крещения
и причащения, по обетованиям самого Его, соединенным с сими таинствами. Ибо
крещенные облекаются во Христа, а причащающиеся приемлют Господа. Ядый Мою
плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем, – говорит Господь.
Только смертные грехи лишают нас сей великой к нам милости. Но кающиеся и по
исповеди причащающиеся опять возвращают ее себе. Так веруйте. Если недостает
веры, молитесь, чтоб Господь приложил ее вам и утвердил в вас крепко и
непоколебимо.
Внимайте себе и со страхом
и трепетом свое спасение содевайте. Замечайте помыслы, находящие и отходящие, –
и состояния духа, неподвижно стоящие или длящиеся часы и дни. Все сие будет
служить для вас документами для определения, – что в вас?
Держите под руками тетрадь
и записывайте, если какие мысли, догматического или нравственного содержания,
родятся сами собой – особенно во время молитвы, – и завладеют всем у вас
внутри, и умом и сердцем, и будут держаться долго. Это ангельские мысли. После
прочитывайте по временам, чтоб оживлять свое внутреннее. Записывайте также в
особую тетрадь и стихи псаломские, с которыми на устах, как пишете, вы
просыпаетесь, и которые не отходят, а твердятся сами собою. Записывайте и
мысли, первые по пробуждении, если они не отходят. Этим всем исполняется то,
что обетовано христианам чрез пророков, – что они все будут научены Богом.
То, что водитесь чувством
или что вообще имеете духовные чувства, не значит еще, что стоите твердо
вниманием в сердце. Когда это последнее есть, тогда ум стоит в сердце
неисходно, и стоит пред Господом, в страхе и благоговеинстве, и исходить оттуда
не хочет. Состояние это похоже на то, как дитя в объятиях матери покоится.
Даруй вам Господи сего достигнуть.
Что Иисусовой молитвой
дополняете правило своего домашнего молитвословия, добре делаете. Можете
четверть, половину, три четверти своего правила, и даже все правило заменять
сей молитвою. Только времени не умаляйте, и в страхе и благоговеинстве себя
держите. Всячески трите себя – и читанием молитвословий, и своими молениями, и
умной молитвой, заботясь об одном, чтоб от души не отходило молитвенное
настроение.
|