Оглавление

<<< - >>>
Святитель Феофан Затворник
Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни

61

     Первое слово у вас о добром состоянии после св. причастия. – Слава Богу! Даруй вам Господи больше и больше сродняться с Ним. Но не забывайте, что добрые сии действия святого причастия всегда суть дело милости Божией. Есть? – и слава Богу! Благодарите Господа, и паче и паче смиряйтесь. С нашей стороны необходимы труды приготовления, затем вера, страх и трепет при приступании к таинству. Но как ни будь все сие исправно, – ощущение благого действия от св. причастия не есть необходимый плод их. Это всегда в руке Божией. И как ни милостив Господь, но нередко сокращает руку Свою, или в научение, или в наказание, особенно за недостаток смиренных чувств, и еще особеннее за такое помышление: то и то сделаю, и будет мне то и то от принятия св. Таин. Такие пророчества всегда суть вражьи и никогда не сбываются. Ибо тут творится грех чуждоприсвоения, – себе и своим трудам приписывание того, что прямо есть милость Божия.
     Коротенько поминаете о том, как в жизни пришлось вам пройти огнь и воду. Благодарите Господа.
     Он навел вас на эту дорогу и провел ею, и привел к тому, что вы теперь. Благодарите, что не допустил вам выступить из той колеи, какая Им намечена для вас и для вашей жизни.
     Опять у вас с утра оказался на языке стишок псаломский и твердился целый день: Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Записывайте их, как я говорил, – и иногда прочитывайте. Выйдет Божия книжка, в душе вашей писанная, и вами оттуда в тетрадку переписанная.
     Устав свой постнический наладили. Смотрите, не слишком ли трудноват будет. Поблажать себя и льготы позволять не должно; но и тяготы большие вдруг налагать на себя не надо. Тяготы и трудности лучше, начав с малого, понемногу прибавлять. Так, действуя незаметно, можно дойти до таких себя преутруждений, которые будут гораздо значительнее вами намеченных, но которые не будут подавлять. Почему думаю, что вам лучше некоторые труды умирить теперь, и потом понемногу подбавлять их. Устрояйтесь, впрочем, как находите для себя лучшим, – и с духовником потолкуйте. Еще одно не забудьте: не вязать себя уставом своим, сохраняя за собою всегда свободу действования. – и об одном заботясь, чтоб всегда быть с Господом. Поменьше механизма и формы. Жизнь в движении, а не в форме закаленной.
     Пишете: «Думается, что у меня все идет гадко». – Лучшего думания и вернейшего и придумать нельзя. Так оно и есть. Чего же доброго вы от себя ждете? Слава Богу, что хоть замечаете это. То еще дурнее будет, если станете все в себе видеть хорошим. Милости Божии только исповедать надо, что, несмотря на недобротность нашу, Он не отвращает от нас очей Своих и не забывает иногда малую какую крупинку перебросить и нам от обильной трапезы истинных чад Своих.
     Пришло мне на мысль передать вам, как одна монахиня ретивая, везде у себя в келье на тех местах, которые невольно встречаются глазам, понаклеила бумажек с изречениями слова Божия или св. Отцев. Они содержанием своим возобновляли в ней мысли и чувства, которые почаще иметь во внимании она считала для себя душеполезным. Это сделать и вам, полагаю, будет не бесполезно.