74
Спрашиваете: «Как углубиться в созерцание своего внутреннего я». –
Это зачем? Стойте вниманием в сердце и созерцайте не свое я, а Господа с
благоговением и сокрушением. Вот и все. При этом легко будете замечать все
дурное и пустое, исходящее из сердца и входящее в него. Старайтесь всегда
поскорее прогонять то и восстановлять чистоту своего умного богозрения. И
больше ничего не требуется. По времени само собою придет опытное познание всех
своих недостатков и немощей, которое не даст вам засматриваться на свое добро.
Следствием этого будет глубоко чувствоваться: Не у достигох, гоню же, аще и
постигну.
Пишете: «Я и не знаю, чем бы могла превозноситься». – Всем можно превозноситься,
даже тем, что печетесь о непревозношении и пишете о своем недостоинстве.
Читайте у Лествичника слово о тщеславии. Есть глубокое превозношение, есть
тонкое, – иногда стоящее, а иногда, как молния, пробегающее позади души и ее
зацепляющее. Есть некое самочувствие, столь скрытное, что и при плаче о грехах
держится. Бога молить надо, чтоб Он дал узреть все сие, а паче, чтоб не давал
сему быть.
Что, совершая дневные службы дома, читаете их умом без звуков,
стараясь все воспринимать мыслию и чувством и не на время смотря, а на пользу,
– се добре. В этом существо молитвенного труда читательного.
Что домашнее свое правило
немного изменили, – ничего. Можно и почаще переиначивать его, чтоб некоей в нем
новизной поддерживать в силе внимание и чувство. А то привычка с одной стороны,
не требуя большого внимания, ослабляет сосредоточение мыслей, с другой –
умаляет сочувствие, притупляя вкус к одному и тому же; и наконец обращает в
неотложный закон то, что не может носить сего титла.
Читать дневные зачала из
Евангелия и Апостола лучше, чем по своему порядку, – с толкованием еще лучше, –
а с приложением собственного рассуждения, для применения читаемого к себе, и
еще лучше. Верх же лучшества в сем деле есть, если будете записывать, когда
пошлет Бог или особенно ясно узреть какую истину, или особенно глубоко
восчувствовать что.
Поклоны кладите, какие
можете и сколько можете. Не в них сила; они средство вспомогательное. Гордая
душа, сколько ни клади поклонов, все о ней верно будет говориться, что она шеи
не ломает.
|