76
Упражняетесь в навыкновении
непрестанной молитве. – Добре! Но смотрите, не ограничьтесь одного языка
приучением к повторению краткой молитовки. Это будет механическое повторение
молитвы без молитвы. Вместе с сим приучайтесь держать себя в страхе и благоговеинстве,
с сокрушением и смирением. Так имеете себя, как бы вы стояли на Суде пред
Господом, готовым изречь последнее о вас решение.
Спрашиваете, как бы покрепче усвоить себе таинства нашей святой
веры. – Надобно перевести их из ума и памяти в сердце, – и крепко будет, ибо
тогда они войдут вглубь вашей духовной жизни и сорастворятся с ней или станут
едино с нею. А это вот как делать можно. Приведите на ум какой-либо догмат и
то, как исповедание его выражает св. Церковь определенным словом, и начинайте
молиться Господу по содержанию сего исповедания, прося Его вместе с сим дать
уму полнее и яснее вообразить целостно весь догмат и напечатлеть его в сердце.
Так сделайте ныне, завтра и далее, до тех пор, пока в какой-либо момент как
блеском молнии осветится ваше внутреннее и догмат восприимется сердцем, как
элемент жизни. Это будет свидетельством, что догмат напечатлен в сердце. Так
потом сделайте с другим, третьим и всеми догматами. Так они наконец все
перейдут в сердце. – От этого такой будет плод, что вас никакое возражение
против предметов веры не будет тогда колебать или смущать. Пока у нас вера
только умовая, возражения неверов, входя в ум, колеблют основы его, и он,
чувствуя под собою почву неспокойною, смущается. А когда догматы сердцем
восприняты, тогда сколько хочешь возражай кто, возражения сии, оставаясь в
голове, не могут колебать основ веры в сердце и уме; чувствуя себя стоящим на
прочной основе, остается совершенно покойным. Это даст ему возможность найти
или припомнить противовозражение и отразить нападение; тогда как в первом
случае по причине смущения это не совсем ему удается, – и он, чувствуя себя
побежденным, скорбь глубокую причиняет сердцу. Когда же догмат в сердце, то
хотя бы ум и не отразил нападения, покой веры не нарушается. Это есть великое
благо.
Встретили хороший суп, и
почувствовали подступы плача. – Чего бы ради? Уж не о себе ли, – что после
довольства прежнего, о коем вспомнилось при сем, теперь у вас все скудно. Если
так, то это похоже на ропот: будто жалобу к Богу возносите на Бога из-за своего
положения. Се не добре! Если возлюбили покаяние, любите и покаянную во всем
обстановку, и радуйтесь, что она у вас именно такая.
Прислали вы образчик
записки того, что оставило впечатление при чтении. – Добре! Но что же это на
клочке?! Надо тетрадь иметь или переплетенную книгу. А то все разлетится и
пропадет даром. Может быть, вы эту выписку сделали на клочке из книги или
тетради? Или это у вас черновик, а после переписываете в безопасное хранилище?
Ну, этот прием не надежен. Лучше прямо записывать в книгу или тетрадь.
Коснулись вы работ. Как у
вас работы не по послушанию, а по своей воле, то вам можно распоряжаться ими
так, чтоб они нисколько не отвлекали вас от внутренних деланий. Следуйте в сем
св. Исааку Сирианину. Он не благоволит к работе и позволяет ее только в случае
нужды, изредка. Ибо она отвлекает на себя ум. Надо особый навык приобресть,
чтоб не отвлекала. Не работать нельзя. Есть естественная в ней потребность;
однако ж и увлекаться ею не должно. Египетские монахи целый день работывали; но
умом не отходили от Бога.
«Пройдет ли молитвенная
ревность?» – Пройдет, если будете ревновать только о вычитывании молитвословий
по уставу. Но не пройдет, если будете возгревать внутреннюю молитву, а
напротив, будет все разгораться. Когда внутренняя молитва войдет в силу, тогда
она станет заправляющею молитвословием, будет преобладать над внешним
молитвословием, даже поглощать его. От этого ревность молитвенная и будет
разгораться, ибо тогда рай будет в душе. Оставаясь же с одним внешним молитвословием,
можете охладеть к труду молитвенному, – хотя бы вы совершали его со вниманием и
пониманием: главное – чувства сердца молитвенные.
«Мысли, – говорите, –
улеглись». – Какие мысли?! У врага такая тактика, что когда кто грешным
помыслам не дает ходу, а тотчас их отсекает; то он от них переходит ко всеянию
помыслов пустых и праздных, чтоб отвлечь от помышлений духовных, живительных, –
а между тем высматривает, нельзя ли как ухитриться сманить и на помыслы
страстные. Так, может быть, у вас нехорошие помыслы улеглись, а пустые все
бурлят. В таком случае это половина дела. Надо добиваться до конца, чтоб и
простые помыслы не роились в голове.
|