85
Все письмо ваше свидетельствует об обрадованном состоянии души
вашей. Радуетесь милости Божией к вам, но вместе и страшитесь. Выходит, вы
опытом изучили ту истину, что работать Господу подобает со страхом и
радоватеся Ему с трепетом. То и другое надо держать, и неразлучно, чтоб как
радости не допустить до спустя рукава, так и страха до подавления всякой
отрады. Следует держать себя в крайнем благоговеинстве пред Богом, яко Отцем
многомилостивым и многопопечительным о нас, но вместе и строгим без малейшей
поблажки.
Страх, не ушло бы опять все, теперь у вас в порядке вещей. По его
действию изъявляете желание и готовность на средства, как бы уберечь. Но не
думаете ли вы сами одни в этом успеть? За одно это думание может быть опять
взято все. Напрягайтесь всячески уберечь; но самое убережение предайте в руки
Господу. Не будете трудиться – Господь не станет за вас беречь. Обопретесь
надеждою на свои усилия и труды – Господь отступит, как сочтенный вами
ненужным, и опять вас встретит та же беда. Трудитесь до упада, напрягайте силы
до последней степени, но самого дела убережения все-таки ожидайте от одного
Господа. Ни того ни другого не должно ослаблять, ни труда и усилия, ни упования
на единого Господа. Одно другое пусть подкрепляет, – и из обоих сложится
крепкая ограда.
Господь всегда хочет нам
всего самого спасительного и готов даровать его нам во всякое время, ожидает
только нашей готовности или способности принять. Почему вопрос: как умудриться,
чтоб сохранить, – обращается в другой: как умудриться, чтоб содержать себя в
готовности всегда принимать готовую внити в нас охранительную силу от Господа?
А это как? Сознать себя пустой, ничего не содержащей, пустым сосудом; к сему
присоединить сознание бессилия самой наполнить пустоту эту, увенчать сие
уверенностью, что сделать сие может только Господь, и не только может, но и
хочет, и знает как; и затем, стоя умом в сердце, вопиять: «Имиже веси судьбами
благоустрой меня, Господи», – с непоколебимым упованием, что и благоустроит, не
даст в смятение ног ваших.
Вы в восхищении от
возвратившегося утешительного благонастроения. Этому естественно быть. Но
поостерегитесь при этом пускаться в мечтательные гадания. «А! Так вот оно! Вот
оно в чем и как, а я не знала».Это вражий помысл, оставляющий за собою пустоту,
или вводящий в нее. Все надо одно твердить: «Слава Тебе, Господи!», –
прибавляя: «Боже, милостив буди!» Если остановитесь на таком помысле, то к нему
тотчас приплетутся воспоминания, как трудились и бились, что делали и чего
удалялись, при каких ваших положениях благонастроение показывалось и отходило,
при каких осталось и установилось. И затем последует решение: «Так, я всегда
так буду делать». – И впадете вы в мечтательное самомнение, что наконец секрет
духовного благонастроения открыт и в ваших руках. – В следующую же молитву
обличится вся лживость подобных мечтаний, – молитва будет пуста, не тверда и
малоутешительна. Утешение будет только от воспоминания о предыдущем добром
состоянии, а не от обладания им. И придется вздохнуть и осудить себя. А если не
умудрится на это душа, то лживое настроение продлится и благодать опять
отстранится. Ибо такое мечтательное настроение показывает, что душа опять
оперлась на свои труды, а не на милость Божию. Благодать всегда благодать, и ни
к какому труду не привязана. Кто привязывает ее к труду, тот за это самое может
лишиться ее. – Затвердите это хорошенько. Научительные отступления благодати
направлены именно к тому, чтоб пособить затвердить сей спасительный урок.
|