Оглавление

<<<
Святитель Феофан Затворник
Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни

86

     Писал я вам не раз, чтоб вы записывали в особую тетрадь мысли, приходящие во время молитвы или и кроме ее, – такие мысли, которые, пришедши, не скоро отходят, а долго занимают ум и сердце и своим образом благоустрояют душу. Чтоб побудить вас к усердному в сем роде занятью и дать образец, посылаю вам тетрадь, в которую один человек записывал иногда подобные мысли. Посмотрите, как это делается, – и себе так же делайте.

     1) Сердце – губка, полная разных жидкостей. Пожми, – и потечет. Нажим сердца – впечатления и обстоятельства текущей жизни, которые вызывают из сердца то доброе, то худое, судя по тому, что содержит та часть его, на которую сделан нажим. Внимай. Это может привести к хорошему познанию себя.

     2) Бывает, что иной куда ни ткнется, все его чуждаются. Это образ встревоженной совести, которая к Богу ли обратится, видит Его отвращающим лице, – к ангелам ли и святым, – и те смотреть на него не хотят, – к людям ли, вместе живущим, – и те кажутся презрительно относящимися, – к себе ли, – и в себе не видит ничего, на чем бы можно было с утешением остановиться. И это здесь еще. Что же будет там?! Почаще держи это в мысли.

     3) Испытывал ли ты обманутую надежду? Увы, как она поразительна! Ее испытали девы юродивые. Чаяли встретить Жениха; и не удалось. И это бы не так еще тяжело. Можно б было утешаться надеждою еще как-либо увидеть Его. Но то беда, что сам Жених отверг их однажды навсегда. – Девы эти не были порочны, но чего-то очень нужного недоставало в них. Чего же? Об этом стоит подумать теперь, и заранее восполнить недостающее, чтоб нам и себе не испытать такой же участи.

     4) В школах на экзаменах бывает иногда, что об ином все думают, что он знает предмет; а когда вызовут – ни слова, – и получает нуль. Смотри, как бы и тебе не пострадать того же, когда позовут на экзамен туда, откуда нет возврата. Здесь еще дело поправимо, а там уж нельзя будет его поправить.

     5) Грозит ли беда отвержения? – Да. Ибо вот сатана отвержен же. И тебе не на чем основать привилегию неотвержения, когда обременен грехами. Как же быть? Надо исправиться, и вопиять о помиловании с безотступством, как вдовица к судии.

     6) По грехам, ты – головня обгорелая, труп раздувшийся, погнивший и преисполненный смрада, тьма тьмущая, в коей и зги не видно.

     7) Господь на кресте. Стань пред Ним мысленно, – и подумай, каким взором сретил бы тебя Господь со креста? Побудь подолее в этом положении и совесть твоя внятно скажет тебе о сем.

     8) О древнем Израиле сказано: Уты, утолспи, расшири, и забы Бога. То же идет и к чадам нового Израиля, когда они, удовольствовавшись тем, что имеют, предаются беспечности и нерадению об угождении Богу. Сыты и почивают.

     9) На чем опираешься надеждою, то и бог для тебя. Если на имении, то имение тебе – бог; если на власти, власть твой бог; если на другом чем, – то другое есть тебе бог. Когда истинный Бог восхощет обратить кого к Себе, то прежде разрушает ложных богов, чтоб, испытав их ненадежность, ты скорее и искреннее обратился к Нему.

     10) В житейском быту бывает так, что иного слугу, провинившегося и прогнанного, опять хозяева принимают, когда сознается в вине и пообещает быть исправным. Принимают, если и во второй раз провинится, склоняясь на его умоления и обещания. Принимают и в третий, и в четвертый раз.., и столько, насколько достанет терпения и снисхождения. Но если слуга все попадается в тех же неисправностях, они наконец говорят ему: «Ступай и вперед уж не приходи», – и затем, сколько бы он ни умолял их, не слушают его, говоря: «Уж мы изверились в тебе». – Не возможно ли тому же случиться и с грешником, который многократно возвращался на те же грехи, и все еще не перестает возвращаться? – Пусть подумает об этом виновный в таких падениях.

     11) Бывает, что иному поручают управление имением. А он верхогляд; все планы строит, делает и переделывает, не соображаясь с нуждами и потребностями хозяйства, а по своим фантазиям, хлопочет много, а толку нет, и имение скоро расстраивается. То же случается и в нравственном порядке, когда кто страдает парением ума: и не худ он, и делает дела, а толку нет: все не к цели, а так с плеча, на ветер.

     12) Куда пробрался не имевший-то одеяния брачна?! Уж и за стол сел. А конец каков?! Связавше ему руци, и нозе, верзите во тму кромешнюю (Мф. 22, 13). О сем почаще надо подумывать тем, кои мнятся быти что.

     13) Иное изделие ходит по рукам, и все хвалят. Но знаток дела только взглянет, как видит фальшь. по ошибке ли допущена она, или по неумению, или намеренно. То же бывает и в нравственном отношении: иные дела сходят за очень добрые и похвальные, иные лица слывут за святых. Но знаток сразу и дело разберет, и лицо распознает с нескольких слов.

     14) Помяни, откуду ниспал еси, – слышится в совести того, кто взялся за дело спасения, как должно, – и преуспел в ней несколько; но потом рассеялся и возвратился на прежние дела или еще худшие. – Как это горько?!

     15) Когда возвратившийся на путь покаяния начнет трудиться над собою; тогда видя, как все у него будто из рук валится по причине крайнего расстройства сил и упорства дурных привычек невольно взывает: Имиже веси судьбами, спаси мя Господи.

     16) Что есть дух под властью души и тела, – и что есть душа и тело под властью духа? Об этом пусть всяк рассудит по себе. Восход из области плотской к духу представляются Пелагия, св. Мария Египетская, св. Таисия, св. Моисей Мурин, св. Давид и под.

     17) Дело крайней важности творится в мире, человечестве и каждом человеке под действием воплощенного домостроительства в Господе Иисусе Христе. В движение событий в сем направлении введены и мы всеправящей Десницею Божией. Потому нельзя шутить не только жизнью вообще, но и всяким делом, помня, куда оно должно быть направляемо. И времени ни одной минуты не должны тратить попусту. В растении, например, и в теле животном ни один момент не проходит так, чтоб там не совершилось и вообще, и в частности в каждой частичке, что требуется для жизни. Но там творится это бессознательно и непроизвольно; а разумная тварь должна то же самое делать в нравственно-религиозном порядке самодеятельно, сознательно и самоначинательно.

     18) Человек деловой душевно, – ученый, практикующий по какой-либо части, художник, – все божеское приносит в жертву делам своим, всегда отодвигая его на задний план, именно, молитву, богомыслие, дела благочестия; и упованием своим опирается он на свои дела и силы.

     19) Грешащему, – поелику всякий грех уже осужден есть, – следовало бы так себя чувствовать, как чувствует осужденный, о котором смертный приговор уже произнесен, – и остается только несколько минут до исполнения его. Вот-вот отворится дверь, и войдут исполнители казни.

     20) Действу благодати Св. Духа предшествует прощение грехов с очищением сердца от страстей, прощению и очищению предшествует возненавидение всего греховного, а сему возненавидет чувство осужденности и отвержения Божия. Это последнее приходит, когда пробудится совесть под действием страха Божия и начнет перебирать все срамоты и неправости жизни. Главное пробуждение страха Божия и совести. Это стихии нашего духа. Оживают они действием благодати предваряющей.

     21) Патриарх Иаков за Лию работал семь лет и за Рахиль семь лет. Лия образ деятельной жизни (деяния), а Рахиль – созерцательной (разума). То и другое, выходит, достается трудом, т.е. и деяние, и разум.

     22) Человек, которому оказывают невнимание и холодность, негодует и раздражается. Что же Бог, везде сый?! А мы ведь не можем похвалиться всегдашним к Нему вниманием и теплым сердечным отношением.

     23) Кто на месте, у того установившаяся жизнь течет спокойно. Но случись потерять ему свое место, – и пошла во всем неурядица. Есть свое место и в духовной жизни. Кто держится на нем, у того все спокойно внутри; а кто сдвигается с него, у того тотчас начинается внутри неурядица, страшнейшая и пагубнейшая всякой внешней неурядицы.

     24) Кто держит себя как должно, тот трудится, себя не жалея, себе внимает и возгревает в сердце религиозные чувства. Как только начнет он оттягивать от трудов по богоугождению, тотчас за сим следует блуждание мыслей и охлаждение сердца. Если не остановится, то быстро ниспадет в нерадение и беспечность, нечувствие и рассеянность. Это паралич душевный, или погружение души в смерть.

     25) Бывают и внутренние наказания от Бога. Это отъятие духовных чувств. Случается так, когда сердце вкусит что-либо страстное, имевши возможность избегать сего. Тогда оно становится неспособным к приятию духовных чувств, – и будет таким, пока не испарится всякий след страстного приражения.

     26) Есть помысл – миродержитель. Забыв себя, душа начинает все в мире передвигать и перестраивать по-своему, – и вещи, и лица, и события. Враг посаждает ее на кресло и строит из нее обезьяну мироправительства. Бывает ли что смешнее этого уродства?!

     27) Во время молитвы враг обычнее всего приводит на ум какие-либо дела, будто крайне нужные, а потом и от этих дел отводит и заводит не знать куда. Надобно поселить в сердце убеждение и решение, – Бога предпочитать всему, по крайней мере, во время молитвы. Ему и все время должно принадлежать. Но будем Ему нераздельно посвящать хоть это недолгое время молитвы. Этого однако ж мало. Надо добиться того, чтоб непрестанно ходить пред Богом со страхом и благоговеинством. Ибо Он везде есть и во всем Своем величии.

     28) Помазание дверей кровью пасхального агнца было символом для нас. Что же оно означает? Означает таинственное помазание душ наших кровью Господа Спасителя во св. крещении. Надо молиться, чтобы кровь сия проникла всюду в нас и все собою запечатлела, – и в духе, и в душе, и в теле. И будет она безмолвною ходатаицей за нас на Суде, имеющем решить на жизнь или смерть вечные.

     29) Молитва бывает умовая или мысленная, и бывает молитва сердечная, молитва чувства. Первая одна никогда не бывает чистою и невозмутимою. Только чувство может сообщить молитве сии качества, когда сердце исполнено бывает каким-либо религиозным чувством. Это Бог дает, но и самим надо стараться вводить сердце в такие чувства, особенно пред молитвою. Молитва подогреет сие чувство, и сама может пройти исправно.

     30) В производстве покаяния скорбное жаление, что грехами оскорбляем Бога, дает более прочное решение не грешить, нежели как сожаление, что грехами себя губим, хоть и это уместно при раскаянии и обращении.

     31) Кто не испытывает действ благодати Св. Духа в сердце, того спасение под сомнением. Ибо такое состояние может зависеть и от того, что совсем ничего нет в душе. Но обычно Дух Святый не скоро показывает въявь действия Своей благодати, – из опасения, как бы человек сам с глаз не съел это добро.

     32) Разрешений от грехов два – таинственное и бытовое (как бы физическое). В первом разрешается совесть, – и человек радостно чувствует себя разрешенным от всякого осуждения за грехи; во втором разрешается естество от всех вяжущих его страстей. К сему последнему ведут подвиги самоумерщвления и труды доброделания и молитв. И это епитимия, – Божия (физическая), хотя бы священник и не налагал церковной; но если наложит ее, то с нею скорее кончается и Божия епитимия. К этому же разрешению способствуют дойти усопшим молитвы о них Церкви и благотворения за них.

     33) Упразднитеся и разумеете, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11). Упраздниться значит изгнать из души все такое, что могло бы заслонить собою лице Бога, зримого умом с соответственными тому чувствами, – что отклоняет внимание и чувство от Бога. Но как упраздниться сим образом при делах? Расположись исполнять их как поручения Божии, а не как свои начинания или что-либо совне навязываемое.

     34) Враг непрестанно около нас хлопочет. Первое его дело – занять чем-либо второстепенным, хоть не худым, и отвлечь от главного – единого на потребу. Когда успеет в этом, тогда начинает подбрасывать и дурное, и мало-помалу доводит до мыслей и чувств дурных...

     35) Вообрази царя в его приемной. Нашло много лиц разного рода с целью просить кто о чем. Но вместо того, чтоб обратиться к царю с прошениями, иные из них в окно смотрят, другие сор собирают, те любуются на украшения залы, эти ссорятся. Шум. На царя никто почти и не смотрит. Таковы бывают и наши церковные собрания и домашние молитвы. А все жалуемся, что не услышаны молитвы?!

     36) Бог строит Свой град духовный на небе. Материалы заготовляются здесь, на земле, в Церкви Божией, из душ человеческих. Годность их оказывается по смерти. Угодные помещаются в здание в соответственном месте; негожие бросаемы бывают в свое место.

     37) Как Бога представлять? На небе, в себе, или еще как? – Никак. Приобрети навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе, и видит все твои сокровенности, и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом без всяких Его воображений. Но молись, чтоб Бог Сам научил тебя сему.

     38) Внутреннего человека Бог созидает. Но Бог начинает действовать внутри, когда человек созн#ает себя совершенно ничем по всем частям и предаст себя всецело в руки Божии, вседетельству Божию.

     39) Все в Господе Спасителе. Он умилостивляет Отца и Духа Святого посылает. Совершив домостроительство спасения, Он стал Владыкою нашим, и мы Его рабы, купленные кровию Его. Чувствуешь ли ты это?

     40) Когда слышишь, что про иного говорят: «Сыт, развалился и дрыхнет», – не забудь подумать, что это образ твоей беспечности от самодовольства.

     41) Молитва бывает то так, как говорят: «Привязался, за уши не оттянешь». А то так: «За повод тяни, не притянешь».

     42) Слышишь, что об ином говорят: «Зазнался». Смотри, не сказали б так ангелы Божии о тебе, судя по тому, как ты себя держишь в отношении к Богу в молитв. Не стал ли ты иметь Его за панибрата? Царь земный, как ни будь милостив и снисходитеден, не может сносить панибратства, и зазнающимся пресекает доступ к себе. А Царь Небесный, думаешь, будет поблажничать?

     43) Покой плоти губит все доброе, трудом добытое. Это похоже на то, как если б хозяин сам своими руками обламывал прекрасное дерево, возращенное с большим старанием.

     44) Сердце – яма змий. Змеи – страсти. Их бездна: плотоугодие – есть, пить, спать вдоволь, ничегонеделание, леность; любоимание, любовещие, скупость, корыстность, опора на имении; самость, гордость, тщеславие, человекоугодие, зазнавательность; гнев, ненависть, зависть, злорадство; многозаботливость, рассеяние и проч. и проч... Как быть? Какая высунется, бей по голове. Молот – безжалостность к себе.

     45) Некто из старцев написал: «Я похож на коня, который пасется без хозяина; кто ни вздумает, садится и ездит; лишь только слезет один, наездившись, как садится другой и тоже делает, – и т.д.» Это говорил он о блуждании туда и сюда помыслами. Посредством их враг ездит на нас. Надо прибавить, что то же делает он и посредством многоделия и многозаботливости в парительной зазнавательности.

     46) Покаявшийся сначала грехи только свои видит; но когда внутреннее нестроение несколько уляжется, начинает видеть под грехами страсти, облежащие душу. Прежде вопиял: «Боже, милостив буди мне грешному»; а тут, кроме того, прибавляет: «Боже очисти мя грешного», – или: «Исцели душу мою».

     47) Благовещению и воплощению соответствует в нас начало взыскания спасения и приятие благодати, полагающей семя новой жизни; а рождеству соответствует образование внутреннего нового человека.

     48) Воистину сидим во тьме; и это не тогда только, когда нерадиво живем, но и когда начинаем радеть о спасении. Заметить это и почувствовать дает жизнь; а додуматься до сего нельзя.

     49) Слышишь, как про иного говорят: «Куда затесался?» Это очень прилично повторять себе, когда набредут помыслы высокоумия.

     50) Сначала покаянные чувства бывают более из самосохранения, что погиб; потом они переходят в скорбь по причине оскорбления Бога. Это, надо полагать, пойдет уже на всю жизнь.

     51) Дела – долг неотложный. Их не следует уничижать: они денны. Но основывать на них спасение нельзя. Это не их дело, а дело благодати Божией, и как спасающей милости, и как силы во спасение.

     52) Что дом нежилой? Пусто, затхло, бесприютно. Такова душа не кающаяся, и страха Божия не имеющая.

     53) Бог, создавши мир, благоустрояет его и ведет к последней цели. Всякая тварь – орудие. Но не свободные твари суть покорные орудия; а свободные упорничают. Они и замедляют приведение мира к цели. Так как без их исправности цель сия достигнута быть не может; то теперь все благопопечение Божие обращено на то, чтоб поставлять и держать на должном пути разумные твари. В основе сего попечения лежит воплощенное домостроительство. – И сие есть, что сказал Господь: Отец Мой доселе делал, и Аз делаю.

     54) Душу некающуюся враг делает помойною ямою, в которую он бросает всякую дрянь.

     55) Видал, как иногда окружит человека стая псов? Бедный только повертывается, отбиваясь чем попало. Но подбежит к нему кто посильней, – и стая разбегается. То же случается с покаявшимся и идущим путем самоисправления. Враг иногда возбуждает в нем стаю страстей, которые, как с цепи сорвавшиеся псы, то та, то другая, начинают рвать его. И только помощь свыше рассеивает сию стаю.

     56) Если замечаешь следы страстных движений, дел же по ним не имеешь; то не мечтай много о себе. Нет дел, может быть, потому только, что случаев к ним нет. Явись случаи, и ты окажешься чувственнее турка, злее башибузука, корыстнее жида.

     57) Сначала труды покаяния, как ни будь сильны, кажутся ничем; но потом, когда совесть насытится, они могут показаться за ничто. Не надо допускать до этого.

     58) Отпущение грехов таинственное бывает тотчас по исповеди, в момент разрешения священнического; а отпущение следов их из естества совершается по трудах покаяния. Умершие, не достигшие сего в жизни, доходят до сего там – молитвами св. Церкви.

     59) Снизу к сердцу подходящий и покушающийся все его захватить дух туги и томления – не доброго есть свойства. Отревать его надо. Эта туга неопределенна; доброе же скорбение всегда имеет определенно предметом грехи свои и свое недостоинство.

     60) Бывает, что внешне служба идет исправно, а по внутреннему она очень неисправна. Бывает и служащий, который внешне состоит в порядке, а внутренне есть как расстриженный.

     61) Духовную жизнь, кажется, лучше бы называть внутреннею. Это и понятнее, и объятнее, и точнее.

     62) Не грех только плотской, но всякое угодие плоти в пище, питии, сне, покое, положении или пресекает духовные движения, или умаляет силу их напряжения.

     63) С заботою не преходи к молитве; иначе молитвование твое не будет молитва. Умение отрезывать заботу вымоли всякий сам себе. Ею враг бросает туда и сюда души, как пшеницу в решете.

     64) Без заботы душа – как на молитву, так к Господу. А с нею – и молитва ею полна, и по молитве все она.

     65) Чуждо присвоение духовное (себе приписывание успехов) является в разных видах и бывает причиною научительного отступления благодати. Отсюда окаменение, забвение, омрачение, потеря энергии. Средство против него – все как от руки Божией принимать с благодарностью, как дар, и жить всегда в предании себя Богу, всего чая свыше.

     66) Добрые мысли, внезапно посещающие и проходящие душу, бывают от Господа или от Ангела-хранителя. Он упорядочивают все внутри, освещают как внутреннее, так и внешнее и поставляют в обрадованное состояние. Вражьи же помыслы и не худые производят смятение и омрачение, сопровождаясь самодовольством, а худые приносят с собою всегда бурю страстных движений, более или месте сильных и разрушительных.

     67) Во внутренней жизни – свои уставы и законы, свои исправности и неисправности, свои награды и наказания, кои не соображаются со внешними, а идут своим чередом. Вне одно положение, а внутри другое.

     68) По покаянии и трудах очищения совесть по временам перебирает все нагрешенное в жизни и судит. Се суд прежде оного. Это очень смирительно. – К этому и враг иногда подделывается; только он приводит на память одни дела, по человеческому суду недобрые, дела неразумия и оплошности, тех же, коими оскорблен Бог, он не касается. Суд совестный, – можно сказать, благодатный, оживляет раскаяние и сокрушение уповательное, отрадою помилования растворяемое; а этот вражий наводит безотрадную и тяжелую тугу.

     69) Отчего душа бывает пуста? Оттого, что вышел Посетитель душ по какой-либо ее вине и для какого-либо научения. Может быть, бывает и естественная пауза – отдых всех сил, которые, как тварные, не могут держать себя в постоянном напряжении без истощания и отдыха.

     70) Стадии уклонения от единого на потребу, или ниспадения из духа: а) увлечение каким-либо делом, изучением чего-либо, рукодельем или художничеством каким, каким-либо предприятием; б) вследствие того – льгота в трудах по делу спасения, в молитвах, в бдении, посте, уединении и проч.; в) от этого внимание к себе слабеет, и внутренний строй разоряется, что дает врагу доступ сиять недобрые мысли и возбуждать страстные движения; г) от этого недалеко склонение на страсть и грех.

     71) Надо совмещать в себе чувство погибающего и спасаемого. Тут только истина.

     72) Два способа очищения сердца – деяние и созерцание. Они начинаются вместе в истинно шествующем и идут рука об руку; но в начале деяние идет впереди, а потом опережает его созерцание, под конец же и совсем поглощает его.

     73) В период очищения, напраслины и беды Бог не только попускает, но и наводит, как действенные средства очищения. Последние особенно плодотворны, потому что вслед за ними посылается в душу и особая сила к перенесению их. Искушаемый может однако ж погрешить и в этом, как и в первом случай. – Зри.

     74) Что неправо в нас есть и бывает, это указывают сначала заповеди и требования совести, потом мирное устроение сердца, а наконец око Божие в сердце.

     75) В созидании спасения фундамент побольше углуби. Фундамент сей есть такое чувство неотходное: слеп, наг, прокажен, расслаблен.

     76) Встречи с людьми устрояет Бог для того, чтоб мы передавали друг другу сущее в нас от Бога добро, и взаимно друг друга богатили. Враг же подстревает и всячески хлопочет, как бы эти встречи сделать не бесполезными только, но и вредными. – Внемли!

     77) Враг, искушая, применяется к характерам людей: с умовыми поступает так, с деловыми иначе, с сердечными еще иначе. И не всегда зло внушает; но довольствуется, если успеет занять внимание пустяками. Ему лишь бы отвлечь от главного, единого на потребу, и время сгубить. Все – его выгода.

     78) Внутри строй помышлений о главном разнится по временам; но существо дела должно оставаться неизменным, именно: «Грешен я и достоин осуждения и казни; но не отчаиваюсь в спасении ради крестной смерти Господа Спасителя».

     79) Взявшись за труды покаянные и не видя успеха, не робей. Все ищи и ищи, опираясь надеждою на обетования Божии. Ты только чего отстал от одного берега, другой же совсем еще не виден. Работай сильнее веслами (средствами покаянными, подвижническими), – и берег покажется. Тогда уже веселей тебе будет работать. Стоит тебе только сподобиться хоть единой очевидной помощи, – и это будет узрением другого берега. Тогда уже беспокойству за успех дела места не будет, разве только разленишься. Но в этом кто кроме тебя виноват будет?

     80) Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу. Всякого подходящего, – помысл, чувства, желание, – спрашивай, свой или чужой. Чужих гони без жалости; и будь неумолим.

     81) Душевный человек делает, ибо приятно, полезно, необходимо; а духовный, потому что долг, добродетель, Богу угодно. И в духовной жизни есть приятное, полезное и необходимое душевного ранга; но они здесь подчинены законам духа жизни о Христе Иисусе.

     82) Внешняя исправность без внутреннего самоисправления есть то же, что раны залечены, а худосочие, от коего раны, оставлено, или что дом гнилой, заштукатуренный и раскрашенный.

     83) Бог Отец по благоволению Своему призывает нас грешных к Сыну Своему единородному благодатью Духа Святаго. Внявшего призванию Сын Божий омывает кровию Своею, а Дух Святый – перерождает, облекая во Христа. Тогда Отец принимает его в действенное и живое благоволение Свое, в объятия Свои.

     84) Святая Церковь на земле то же, что кирпичный завод. Храм Богу, окончательный, строится на небе, а кирпичи и прочее готовится на земле, в святой Церкви. Глину мнут, бьют, жгут, – молчит и делается кирпичом, пригодным для здания. Уподобляйся и ты сему в духовной жизни твоей, и явишься пригодным для храма Божия небесного.

     85) Когда сжать мех, наполненный водою, вода начнет бить из него фонтаном вверх, лишь найдет или прорвет отверстие. Стесняй и ты себя во время молитвы страхом Суда, и вопль из сердца, как фонтан, устремится горе, взывая о помиловании.

     86) В мире Бог строит Свое дело. И всуе силы небесные внимают. Внимай и ты. Все – средства. Цель единому Богу ведома. Все преходяще, – Един Бог есть сый существенно. Пребывай с Ним. Он везде есть существом Своим, а не ведением только. Зри, чтоб не быть осуждену, подобно кривляющимся и бесчинствующим пред лицом царя.

     87) Как за младенцев крещаемых обязуются восприемники, заменяя младенцев в том, чего исполнить не могут они сами собою; так относительно отшедших, кои перешли в другую жизнь с действенным началом истинной жизни, не доведенной до конца – это, чего они сами не могут исполнить для сего, исполняет для них общество верующих, пока очистятся и дозреют. После того они воздают верующим своей о них молитвою. Се круговращение жизненных сил о Христе Иисусе, Господе нашем.

     88) Во внутренняя за завесу никто делом не входит; только Господь Спаситель вошел так. Все же христиане входят, которые входят, мысленно, – или чувством, или созерцанием. Это есть состояние, а не движение. Оно плод всего строя. Завеса эта есть то, что Господь невидим: положи тьму за кров свой.

     89) Некто сказал: «Думается, что в большие праздники: Светлое Христово Воскресение, Рождество Христово, Сошествие Святаго Духа, и другие, равно как в дни воскресные и дни поминовений, – отшедшим до времени очищения, дается свобода бывать, где жили прежде, особенно у тех, кои молятся о них, и во сне являть им свое состояние в усугубление молитв или утешение.

     90) Бога зреть в сердце не умаляя Его величия, – как? Держа мысль, что Он есть сокровеннейший, и не облекая Его присутствия ни в какую форму.

     91) Милосердый Бог хочет, чтоб твари Его разумные жили в радости: одни, наслаждаясь присущим благобытием, другие, у которых благобытие расстроилось, утешаясь уверенностью, что сие есть в отношении к ним незаменимое средство к установлению их благобытия, – и здесь, но паче там. Не покоряясь благодушно тому, что присудил Бог, можно отнять спасительное действие у сложившихся обстоятельств, невознаградимо повредить себе.

     92) Предшественники искушения или возбуждения страсти суть частые о том помыслы и давание себе льгот и утешений плоти. Надо отрезвляться.

     93) Иное дело рассуждать о предметах веры, а иное веровать. В последнем знательно ничего не прибавляется, но бывает строй сердца другой и другой вкус в знаемом.

     94) Бывает и так, что хоть дел худых нет, но состояние сердца худо. Бог отвергает такого, хотя на вид он и не худ. Присмотрись, не к этому ли роду людей принадлежишь и ты.

     95) Бог устрояет спасение каждого так: кто гож, того Он влечет к Сыну; Сын грядущего приемлет; принятого преобразует благодать Св. Духа. Это первый период, приготовительный. Он длится с призвания до того момента, когда изречется в сердце: «Бог есть действуяй вся во всех», и родится полное предание себя вседействию Божию. Отсюда начинается божеское в человеке действование чрез человеческие однако ж силы, или богочеловечное. Се второй период. Третий период – покой в Боге, которому настоящее место там, но начало ему полагается здесь. Большая часть людей в первом периоде, часть некая – во втором; третьего здесь достигают редкие, а там все, своим однако ж чином. Это и есть блаженство вечное.

     96) Никто не знает Бога Отца, токмо Бог Сын и Бог Дух Святый; и Сына никто не знает, токмо Отец и Дух Святый; и Духа Святаго никто не знает, токмо Отец и Сын. От сего взаимоведения, – и взаимноволение, и взаимнодействование, кои, сходясь во едином, дают единоведение, единоволие и единодействие. Как все лица едино суть, то все суть во всем. Ни одно лице ни в чем не бывает едино, исключая рождения и исхождения. Но и в отношении к сим последним подобает говорить: «Отец, раждая Сына, ни в чем не обособляет Его от Себя и Духа; и Духа Святато изводит, ни в чем не обособляя Его ни от Себя, ни от Сына. Сын рождаясь, не обособляется от Отца и Духа; и Дух исходя не обособляется ни от Отца, ни от Сына. Отец рождает Сына, и Духа Святаго изводит без воспервенствования и возбольшенствования над Ними. Равно Сын рождается от Отца, и Дух Святый исходит от Отца, не делаясь чрез то послесущими, а пребывая сосущими Ему, и не становясь меньшими Его, но пребывая равными Ему во всем.

     97) Лица Пресвятой Троицы, зная себя взаимно и единясь в сем знании, знают, что каждое из них имеет то же, а не таковое же существо, которое имеют и другие. Отец, рождая Сына и изводя Духа, знает, что существо и у Них то же, что у Него, непереходно. Сын рождаемый знает, что существо Его то же, что у Отца и Духа. Дух исходящий знает, что существо Его то же, что у Отца и Сына. Таким образом у них пребывает единосознание единства существа, или сознание, что при троичности лиц они суть един Бог.

     98) Искушения необходимы по настоящему нашему положению. Находимся в плену. Как вырвавшийся из крепости вражеской много еще должен потерпеть, пока доберется до границы своего отечества, так и здесь.

     99) Знания предметов веры бывают трех родов: рассудочное или научное, – опытное, образующееся под трудами по очищению сердца, и живое, даемое непосредственно вступившим в область света. Это последнее есть настоящее созерцание, которого начатки проявляются и на второй степени.

     100) Постижение или узревание духовных вещей бывает в молитве. Но читательная молитва не дает сего; дает своя, или краткословная, с богомыслием соединяемая.

     101) Как орган заведут, и он играет уже заведенную песню сам, так враг заведет мечтание в душе и отходит, наблюдая. Мечтание уж само тянется и тянется. Когда кончится мечтание, враг подбегает и ухитряется завести другое мечтание, – и опять отбегает и смотрит. Когда кончится это мечтание, подбегает и заводит третье, и т.д. Если отобьют его, решительно отсекая всякое мечтание; он не совсем отстраняется немного и все смотрит, как бы опять с другой какой стороны завесть свое мечтание. И не отходит, пока не успеет в сем. В этом все его занятие. Когда в мечтании появится движение страсти, он подбегает и действует, чтоб увлечь и выманить сочувствие или даже согласие, – полное или неполное. Если успеет в этом, учит далее, как привести задуманное в дело. – И момента нет, чтоб он спустил с глаз душу и пресек свои против нее злоумышления.

     102) Берущие крепость сперва обстреливают ее, потом делают приступ. То же и в духовной брани. Враг сначала стрелы помыслов пускает; потом, когда видит, что они слабо уже отражаются, – слюбились, – делает сильный натиск чрез возбуждение страсти. Если в первом периоде душа держала себя, как должно, то и во втором устоит мужественно.

     103) Враг увлекает сластью греха. И Господь, отвлекая от греха, дает кающемуся и искренно обращающемуся на добрый путь ощутить сладость жизни в мире с Ним и совестью. Сладость сия чище, светлее и миротворнее сласти греха, всегда мутной и тревожной. Почему испытавший сладость Господню имеет в сем сильное орудие противостоять влечению сласти греха вражьей.

     104) Когда заметишь порыв сделать что поскорей-поскорее; знай, что это от врага на вред или посмеяние тебе, как бы светлым то ни казалось.

     105) Дух Христов – полное самоотвержение и готовность жертвовать собою во славу Божию и благо ближних. Он отражается во всем естестве человека. Бесы, как учуют его, так и бежат – дальше и дальше.

     106) Враг непрестанно покушается осквернять сердце своими нечистотами и успевает набросать в него вороха помыслов, и нередко чувств греховных. Это бывает со спящим человеком, когда внимания не бывает. Проснувшись и заметив это, надо тотчас все очистить, чтоб и следа того не оставалось. Чем? Именем Господа Иисуса, ему же лопата в руце Его. Рукоять к сей лопате – сокрушенное раскаяние и решимость вперед не просыпать вражьих козней невниманием. Рука, коею берется сия лопата – вера с упованием, что Господь не оставит. Двигатель труда – ревность, Его поддержка и основание – саможаление. Сходи, вооружившись всем сим, в сердце и чисть там все, и не бросай работы, пока не останется ни одной соринки вражией.

     107) Враг соблазняет только до сосложения, а там оставляет человека, и он доводит то до конца уже сам, так что дело делается им одним, – и он является кругом виноватый; враг же в стороне. Дивно сие!

     108) Когда враг видит, что кто-либо положил отказаться от рабства ему и вступить на путь добра, то прямо не поперечит сему, а спешит разбить твердость решения сторонним путем, именно: внушает такому человеку сделать какое-либо дело из обычных его занятий, представив его неотложно нужным и заняв им все внимание. Когда внимание увлечется в дело и все его производство, тогда он успевает забрасывать мысли в поблажку тому, чем держим был человек в его рабстве. И бывает, что не успеет он кончить дело, как доброе намерение его расшатывается, – и опять пошло все по старому.

     109) Всякий человек обыкновенно действует сам собою, задумывает, обдумывает, и приводит в исполнение с помощью Божией. Но по временам всякий же бывает орудием действия вышних сил, от коих чрез него требуемое благо переходит или передается в окружащих его. Свидетельствуется и сопровождается сие состоянием воодушевления на говорение или на делание чего, – когда говорит и действует человек не в силу соображений личных, а по неудержимому чувству и влечению. Внушаемое при сем сам он может и не удержать в себе. В таком случае он бывает одним лишь проводником, как желоб – проводником воды. Но может и усвоить то. В таком случае совершается им двоякое благо.

     110) И в вере, и в жизни надо установить единичное убеждение: в вере, – что Бог сходил на землю и устроил нам спасение; в жизни, – что ты куплен, почему должен работать без устали, в надежде внити в покой, и здесь еще, а не только там. Корень жизни – ревность по Богу, в преданности Его покрову, руководству и вседействию.

     111) Всякий человек двойствен – и добр, и недобр. У иного доброе преобладает, а у иного – недоброе. Но и у первого не молчит недоброе, а при всяком начинании добром, предлагает себя вниманию или прямо, или косвенно; и у второго не молчит доброе, а всегда напоминает о себе, при всяком недобром начинании. Думается иногда, что недоброе в нас есть некое лице злое, привившееся к естеству нашему, доброму по творению, зорко за всем в нас смотрящее и непрестанно подстревающее с своими предложениями.

     112) Бодренность – непрестанное напряжение энергии внутренней, держащее душу и тело в струнку, подсекается позывом покоя или почития на чем-либо тварном, с услаждением им и удовлетворенностью, помимо Бога и божеского. Предметов на это – бездна, – все, что есть, кроме Бога и божеских вещей. Внимание пусть узревает это и отбивает.

     113) На молитве в самом начале недоброе наше всегда предлагает какое-либо дело, будто нужное, чтоб озаботить им. Если не остережется начинающий молиться, то уходит помыслом в предложенное дело, а о Боге и молитве забывает; кивает поклоны, как кукла. Чтоб избежать этого, надобно пред молитвою твердым помыслом все отбросить и приступить к молитве голою душою, чтоб она, совершая молитву, одну ее и имела в заботе.

     114) Без дел и занятий нам быть нельзя. Бог дал нам деятельные силы, которые и требуют упражнения. У всякого потому есть свои дела и занятия. Они требуют внимания; но с другой стороны нравственное преспеяние, важнеейшее всего другого, – требует, чтоб внимание всегда было в Боге. Как согласить то и другое? Надо все дела и занятия делать как дела Божии, Богом на нас наложенные и посвящать их Богу. Тогда делая их, не будем упускать из внимания Бога, ибо при сем неизбежна забота, как бы все делаемое сделать благоугодно Богу.

     115) Чтоб дела и занятии не поглощали всего внимания, надобно делать их без увлечения, не пристращаясь к ним. Навык на это надо приобресть, – постоянно напрягаясь и располагая себя, делать дела свои, не потому, что к тому или другому душа лежит, а по сознанию долга. Определение же должного и побуждение к нему, надо взять из области божеской. Тогда занятие делами будет и усердно, и отрешенно отрешенностью не в пустоту, а прямо к Богу. Тогда и приступая к молитв, ничего не будет стоить выбросить их из внимания. Да они и сами собою будут выпадать из него, как только руки от них приняты. Все же сие от навыка быть неотходно в присутствии Божием и с благоговейным чувством.

     116) Премудрый сказал: Начало премудрости страх Божий. И некто из старцев говаривал: «Приобрети благоговейный к Богу помысл, и тогда все будет у тебя в порядке, и внутри и вне». Шаловливые школьники обыкновенно поднимают шум и гам, пока не придет учитель; но как только показался он, – они все по местам, и тихо. То же бывает внутри от благоговейного помысла.

     117) Благоговейный помысл Бог дает и прививает, но не даром, а ищущему и трудящемуся над этим. Лучший способ искания есть преутруждение себя в молитве и в церкви, и дома. Труди себя в сем без саможаления, а с желанием озлоблять себя за бывающие самоугодия. Ум же всегда держи в памяти Божией, или всегда ходи в присутствии Божием. – Но все такие труды – подготовка. Настоящий помысл благоговейный благодать Божия прививает, или освобождает из уз. Ибо он естествен духу, но связан пришлою поврежденностью.

     118) Когда ревность в силе, враг спокойно сидит в своей засаде в телесном органе страсти, подстерегает, выжидая удобного времени для нападения. Как только внутри допустится некая льготность и желание послабления, он тотчас вылазит и начинает или подбрасывать помысл, или возбуждать движение телесное. Если это не будет с неприязнью отброшено, а напротив, отзовется некиим сочувствием, то вслед за сим он усиливает свои нападения, спеша разжечь страсть и вызвать сосложение, которое есть преддверие дела, если не будет изглаждено. Как важно потому поражать врага во главу, – т.е. в первую его застрельческую мысль или движение! – Чтоб не испугать, враг иногда после однократного или двукратного вызова сочувствия отступает, чтоб породить беспечность в боримом и внезапно опять поразить его с сильнейшим натиском. Держащему себя в бодренности и напряженной готовности противостать нападениям это не страшно.

     119) Кончив молитву, не думай, что и вольно, но всегда будь, как будто стоишь на литургии, – да будет всегда бодр ум, и целомудр помысл.

     120) Господа Спасителя не разделяй в мысли на Бога и человека, но нераздельно созерцай Его, яко Бога воплощенна, покланяйся Ему яко Богу и уповай на Него.

     121) Почитие на чем-либо, кроме Бога, чувство права на льготы, покой плоти, распущение членов – суть опасные помыслы и действия, худоба которых, однако ж, редко сознается.

     122) Надо веровать, что Господь в нас есть, ибо в крещении облекаемся в Него, в причащении приемлем Его. При недостатке такой веры, молись: «Господи, приложи мне веру», – и приложит. И о всех пунктах нашего исповедания, относительно коих сознаешь слабость веры, также молись: «Приложи мне, Господи, веру». И не переставай, пока не приложит.

     123) Созерцание Бога сокровеннейшим, как именует Его св. Ефрем Сирин, в той мысли, что Он сокровен есть для всех тварей, – для ангелов и святых, – есть высшее созерцание Бога и чистейшее. Оно есть прямое руководство к тому, чтобы при помышлении о Боге не иметь воображений Его, а веровать лишь, что Он внутрь есть, как и везде.

     124) В движении к Богу шествие начинается мысленным деланием; из него, при настоящем действовании, рождаются чувства духовные; из них переходят к духовному созерцанию. Все сие идет не по системе какой. Бог ведет предавшего себя Ему, как Ему то угодно. Ты только делай свое: делай дела долга – по семейству, гражданству, по церкви, дела благотворения, подвижничества и молитвований, все как от Бога и для Бога. И Бог, везде сый и вся исполняяй, проведет тебя к Себе означенным путем.

     125) Христиане приносят Богу жертву божественную, по божескому учреждению. Никто и недомыслился бы до такой жертвы, – и если б домыслился каким-либо чудом, не дерзнул бы приступить к совершению ее. Но Господь сам и учредил ее, – и заповедь дал: сие творите, – действует в жертвоприношении Он же сам, чрез посвященные лица. Наше же что? Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, с твердою решимостью не оскорблять великого Благодетеля и все творить прочее во славу Его.

     126) Как достигнуть состояния неотходно стоять пред Богом? – Начинай хождением пред Ним с соответственными чувствами. Отсюда придет страх Божий, который и доведет тебя до искомой цели. Это настоящий способ, – духовный к духовному состоянию. А механический, что у Григория Синаита, есть только подспорье и один не ведет к цели. Но с мысленными приемами необходимо соединять и деятельные: совесть блюсти чистою, плоть утончать, в молитвах пребывать, – все в духе сокрушения и смирения с благоговеинством.

     127) Блюди. Враг всячески покушается не допустить дойти до сего блага, – все хлопоты его на это направлены. Первый его прием есть – подсовывать какие-либо дела и привязать к деланию их. Пусть они нехуды; но худо то, что заняв мысль и чувство, отклоняют от главного, заставляя или отодвигать его на второй план, или совсем позабывать его на время. То и другое крайне опасно, особенно последнее. Второй прием его есть – навести на то, чтоб дать покой плоти, допустить льготу в пище, сне, отдыхе, разрешить себе вольводвижения и свободу во впечатлениях на чувства. Все это будто мелочь, но крайне разорительно. Смотри в оба.

     128) Со всяким напряжением потрудись дойти до того, чтобы дело содеяния твоего спасения сознательно относимо было к Богу, в Троице покланяемому нераздельно, в едином акте сочетавая благоволение Бога Отца, окропление кровию Бога Сына и освящение от Бога Духа Святаго. По благоволению Отца благодать Духа с Господом единит воедино дух, душу и тело. – И се спасение!

     129) Человечество сочетано с триипостасным Богом единым чрез второе лице Пресвятые Троицы. Ибо Сын Божий, воплотившись, не стал вне триипостасного единства, а пребыл в нем. Он воплотился, как поет св. Церковь, не оставль недра Отча. Поелику Он в Свое лице восприял человечество; то вместе с сим оно сочеталось и с триипостасным единством, в коем Он пребывает выну. Затем и всякий верующий, делаясь, по таинствам христианским, едино с Господом, также сочетавается и с триипостасным единством.

     130) Милостивый Господь да даст нам дойти до узрения глубины оснований к страданиям Господа Спасителя. От века предопределено сие. Следовательно, входило в план мироздания и миронаправления к последней его цели. Непостижимо, как сие есть; но несоменно, так есть.

     131) Страдания Господа представляют лествицу, по коей Он сходил все ниже и ниже, не только до крайнего уничижения и истощания, но даже до воззвания к Богу Отцу: Вскую Мя еси оставил?! Так глубоко падение наше! – О, когда бы дал нам Господь постигнуть и ощутить весь ужас греха! Какая потребовалась жертва?! – И милосердый Бог Триипостасный не отступил пред нею. О бездна человеколюбия!

     132) Молиться надлежит, чтобы Бог даровал нам созерцать Спасителя, яко Сына Божия воплощенного, и в сем вочеловечении пребывающего Богом, созерцая в то же время Его нераздельна суща и в Троице единосущной.

     133) Таинство Тела и Крови есть вечеря любви для верных; но прежде оно есть жертва. Во всем свете люди приносят Богу жертвы. Истинная жертва есть одна наша бесценная, – Тело и Кровь Христа Господа. Она непрерывно стоит в Церкви, соединяя небо и землю. О сем помнить подобает христианам. Ибо все, повсюду верующие – одна Церковь. Почему деемое в одной частной Церкви не чуждо есть и всех частных Церквей, следовательно, и всех христиан.

     134) Жертва бескровная Господом Иисусом Христом приносится, яко главою Церкви, со всеми христианами, и живыми, и умершимся. Всякая Литургия такого есть смысла, где бы она ни была совершаема Жертва бескровная силу имеет потому, что совершителем ее Господом объединяется с Его крестною кровною жертвою. Таким образом, все частные жертвы, сочетаваясь с единою жертвою крестною, делают, что она чрез них ходатайственно восходит от всех и ходатайством своим покрывает их.

     135) Господь Иисус Христос, яко глава Церкви, собирает молитвы всех, и имеет их в Своем леце ходатайственно представленными Богу триипостасному, Коим и решается, чему быть, и решенное действуется единым триипостасным действием.

     136) С утра, как проснешься, приведи на мысль, что опять вступаешь в хор творений Божиих, Бога славящих и воле Его покорных, в природе и на небе в чинах ангелов и святых; и позаботься не отставать от них ни в славословии, ни в покорности воле Божией. – Держи сие в сознании.

     137) Все небесное в привеликом свете. Триипостасное, трисиянное Божество сокровенно по неприступности божественного света, который только умно созерцается. Но Бог – Слово воплощенное, хотя сияет светом такого сильного напряжения, до которого только может простираться тварный свет, однако ж таким, который приступен и созданным очам, и восприемлется или вмещается по мере совершенства взирающей на Него твари. Окрест Его небесные бесплотные Силы. Владычица Богородица ближе. Далее апостолы и пророки, богопросвещенные еще на земле. За ними второстепенные прииматели божественного откровения воли Божией. Потом все святые в разных степенях, святители, мученики, преподобные, праведные всех родов жизни, – все залиты светом исходящим от лица Господа Спасителя, – выше всякого описания. – Ниже их – покаявшиеся, но не успевшие очиститься и идущие к очищению действием в покаянии принятой благодати и молитв Церкви земной и небесной, святых совершенных, прославленных на небе. Тут свет, по мере очищения, начиная с чуть брежжется до сопредельностей с полным светом святых.

     138) Молись так: «Господи, Боже Отче Вседержителю, отеческим Твоим благоутробием обыми и меня. Господи, Боже Сыне Искупителю, божественною Твоею кровию окропи и меня. Господи, Боже Душе Святый Оживотворителю, божественною Твоею благодатью оживотвори и мою, умерщвленную грехами, душу. Троице святая, единосущная и нераздельная, Боже единый, вездесущий, все содержащий и все видящий, милостивым оком призри на меня многогрешного и имиже веси судьбами устрой мне спасение, Имени ради Твоего».

     139) Когда сердце ощутит объятия Божии, тогда сладость отсюда исходящая дает человеку забыть все сущее. Если сумеет он сохранить сие, то отселе жизнь его начнет тещи так, что быть умом в сердце пред Богом будет у него единым на потребу, все же прочее – побочным.

     140) Верующий, ревнующий содевать свое спасение, вступил на верный путь ко спасению, но он еще не в доме спасенных. Надо ему тещи, трудиться, бороться, со страхом и опасением, аще достигнет.

     141) Молитва Богом заповедана, чтоб благость Его имела пред лицем правды Его основание к помилованию. Ибо не праведно оставлять без внимания молитву уповающих.

     142) Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела, телом видимо совершаемые, и есть дела мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела. Первое из них есть память Божия неотходная с умносердечной молитвой. Этого никто не видит; однако ж лица, так настроенные, находятся в непрестанном напряженном делании. Это же есть и единое на потребу. Коль скоро оно есть, не заботься о других делах.

     143) Бог на блаженство создал твари и утешается ими. – Как же скорби? Скорби, страдания, беды – путь к блаженству. Утешается Господь и скорбящими, потому что они идут прямо к блаженству. Блаженство – чрез скорби и страдания, – таков закон. Бог и благоволит, да страждем. И помогает страждущим не избавиться, а претерпеть. Избавление от страданий есть исключение из общего закона.

     144) Благодари Бога первее за то, что, беспредельно велик сый, тебе ничтожнейшему позволяет отверзать уста свои и беседовать к Нему в молитве. Ибо сие молитвенное к Богу обращение и взывание есть условие получения милостей Божиих, хотя Бог и без того знает, что кому нужно. Моление есть отверстие уст к принятью благ от Господа, но блага, какие даровать тебе Он благоволит, а не какие ты пожелаешь. Оттого не все просимое получается. И не проси так: «Подай неотложно». Но говори: «Буди воля Твоя. Поможешь – слава Тебе; и не поможешь – слава Тебе. Даруй только терпение». Моление твое да будет простертием рук к принятью дара, какой и когда благоугодно будет Господу подать тебе.

     145) Не выпускай из мысли, что вот-вот конец, – и Суд. Каждую минуту жди, что крикнут: «Такой-то выходи», – как на экзаменах. И с этим припоминай, как явишься и что принесешь в оправдание? Как нечего, то и взывай: «Господи помилуй! Боже милостив буди мне грешному! Сына Твоего ради, за нас распеньшегося, прости все и покрой все грехи мои».

     146) Ходи в присутствии Божием, но без умаления чувства величия Божия. Беспредельно великого зри умом Бога, зрящего внутрь сердца твоего и все там видящего.

     147) Церковь – живое тело, живо сочетанное с главою своей – Господом Спасителем. Всякому верующему надлежит восходить к чувству живого союза со всеми верующими и с Главою (у истинных христиан естественно сие бывает), – и в сем чувств возноситься в молитве к Господу, а чрез Него и к Пресвятой Троице. Пояснение сему найдешь в каждом члене тела нашего. Если б дать ему сознание, он тотчас сознал бы, что и со всеми прочими членами, начиная с ближайших, соеденен, и с головою, – а чрез них и со всем сущим.

     148) Возуповавшему на Господа надо чувствовать себя так, как чувствует себя находящийся в неприступной крепости, – безопасным от всех врагов, – или так, как чувствует себя принятый под покров могущественным царем и им защищаемый.

     149) Не выпускай из мысли надежд и обетований христианских, – и определенных для этой жизни, и отложенных на будущую. Это вседействено будет оживлять и поддерживать энергию нравственных сил твоих. Трудись положенным образом, трудись неутомимо в молитвах, пощениях, благотворениях, сколько сил есть. Если будешь так действовать, скоро придет покой совести; затем начнется умиротворение сердца в знамение того, что страсти стали замирать, ибо от них все тревоги сердца. Когда сердце совсем умиротворится, это будет значить, что страсти замерли. Тогда жди посещения Божия: благодать воссияет, – и ты осязательно ощутишь присутствие в себе триипостасного Бога, по обетованию Господа Спасителя. Это преддверие рая. – Таковы обетования для сей жизни. И они точно исполняются во всех безжалостных к себе ревнителях о спасении. Что же на том свете будет, того и вообразить мы не в состоянии. – Так вот: как только придет позыв польготничать и полениться, скорее воспоминай сии обетования, и победишь разленение. Ибо при этом должен будешь подумать и о том, что чем неопустительнее и неотложнее будешь делать все, тем скорее получишь искомое. А если будешь прилениваться, то может случиться, что и совсем ничего не получишь. Ибо даемая себе льгота после трудов вменится в награду за них, – и дать тебе что-либо не за что.

     150) От принятия таинств всегда получается благодать, – и бывает в нас; но не всегда тотчас и внедряется. Кто как следует подготовился, у того внедряется, а кто не подготовился, у того не внедряется, хотя бывает внутрь. Тут то же бывает, что в печи, когда разжигают огон. Дрова положены, вложена и поджожка. Но пока огонь не займется в дровах, дотоле они и поджожки друг подле друга; а когда займутся, тогда огонь поджожки переходит в дрова и продолжает занимать их полено за поленом, пока не займет всех. Мы – сырые дрова. Как поджожка не зажжет сырых дров, пока не обсушит место огню; так благодать, принятая нами, – сырыми от грехов и страстей, – сначала обсушает некую часть нас (если этого прежде не сделано), чтобы внедриться, и когда обсушит, внедряется. Внедрившись же, продолжает иссушать часть за частью нашего естества от сырости страстей, – и внедряться в них, пока всего не обымет и не исполнит собою. Первое внедрение благодати свидетельствуется неким огнем в сердце. Это и есть начало благодатного очищения и переделания всего внутреннего. Оно привлекает наибольшие труды и среди них совершает свое дело. Конец сего – проявление благодатных даров; но и это не конец востечения по степеням совершенства. И апостол Павел говорил: Горю. Иные это первое действо благодати (огонек в сердце) почитают конечным, – и руки опускают. От сего действо то увядает и угасает, а они остаются живущими лишь памятью о нем, – мнящими однако ж, что оно в них в настоящем виде.

     151) Бог хочет, чтоб мы докучали Ему в молитвах не ради Его: Он все знает, а ради нас самих, чтоб мы всегда были готовы принять милость от Него, когда ни благоугодно будет Ему даровать нам ее. Молитва есть простертие рук к Богу, для принятия Его милости. Кто всегда молится, у того всегда руки простерты; и когда ни возблаговолит Господь даровать ему милость, он всегда готов принять ее. Представь себе благодетельного человека, который не в определенный час раздает сам милостыню, имея обычай влагать ее в руки, когда они простерты, и миновать того, кто, засмотревшись по сторонам, не простирает рук. Таким образом из пришедших имеющие простертыми руки всегда получают, а неимеющие – не получают. После хоть не проси. Так и Бог, когда раздавать будет Свои милости, не сказывает, а говорит только: «Имейте всегда простертыми ко Мне руки в молитве, чтоб, когда ни рассужу давать милости, вы были готовы принять». Таким образом кто всегда молится, тот никогда не пропустит милости; а кто не всегда, того, не дивно, что и минует милость.

     152) Осязательное показание падения нашего есть тяжелость души на подъем горе, – к Богу и небесному. Сколько требуется для этого внимания и напряжения сил?! И все же душа парит долу, как туман стелющийся по земле, и несвободно горе возлетает.

     153) Веруя в силу Пречистых Таин, что се есть воистину Тело и Кровь Господа, нельзя не веровать, что тут предстоят и ангелы, всякий раз, как совершается таинство сие.

     154) Как в притче квас, вложенный в муку, непрерывно действует, производя вскисание ее, пока не доведет всей массы ее до полного вскиснутия, так восстановительные силы, положенные чрез воплощенное домостроительство не в человечество только, но и во всю тварь действуют и производят свое дело. Как и что делается в общей области бытия, для нас незримо; но что делается в Церкви и особенно в каждом верующем, сие видимо. Господь Спаситель, благодать Св. Духа, Ангелы Хранители, святые Божии, и все устроение св. Церкви воссозидают и благоустрояют души и чрез сие полнят Царствие Божие. И будет так идти, пока исполнится все предопределенное. – Слава беспредельному человеколюбию, и нас введшему в сие течение спасительного возустроения всяческих с обетованием ввести и в совершенное Его Царство, если явим себя того достойными.

     155) Когда глубоко бывает возмущена душа движениями какой-либо страсти, тогда она теряет надолго мирное устроение, делается неустойчивою, шаткою и к молитве негожей. Оставляет ее Господь, – и она влается. Покаяние и напряжение к собранности подготовляют, а св. причащение совершенно восстановляет должный строй души.

     156) Бог, создав мир, дал всему течение, сообразное с целью мира, Ему единому ведомой. Силы мировые по положенным в них законам непрерывно действуют сами, поддерживаемые вседержительной десницею Божией, только в бытии своем. Но Бог, вездесущий и все содержащий, нередко входит в течение вещей, сим образом идущее, особенным воздействием, там или здесь, не по ошибочности направления действующих физических сил, но по особым Своим планам, выполнение которых не могло быть вверено физическим силам ни по частям, ни в их совокупном действовании. Это особенно видится необходимым по причине свободы разумных тварей, по коей они могут уклоняться от направления, волею Божией им определенного в общем плане бытия. Так как такое уклонение расстраивает общее течение к цели по плану миробытия, то необходимо возвращать их к должному направлению, чтоб общая цель была достигнута. Эго и совершается особенными непосредственными воздействиями Божиими, помимо естественных сил. Центральное воздействие сего рода есть воплощенное домостроительство, около которого вращаются и все другие.

     157) Есть умовая жизнь, – и вера умовая, по умовым основаниям, и молитва умовая, в умственных представлениях движущаяся, – и деятельность умовая по определениям ума. – И это жизнь, но не настоящая. Сердца тут нет, и ему оставляется возможность настраиваться своим образом независимо от умствований. Шевелится и оно под впечатлениями от умовых представлений, но поверхностно, подобно тому, как поверхность вод шероховатится от легкого дыхания ветра. Как такого рода действие не проходит вглубь сердца, то его образование и строй идут своим чередом, – может быть, совсем не отвечающим умовым построениям.

     158) Благодатные дары Божии разны, – и разные дары бывают разных степеней. Так и в естественном порядке: кто к живописи, кто к музыке, кто к ваянию, кто к другому чему является наиболее способным; и в каждом роде способности сии в разных обнаруживаются степенях. Сколько, например, видим способных к живописи; но иной посредствен, другой очень хорош, третий превосходен. И все они, не исключая и последних, бывают еще только подражателями. Выше их – оригиналы. Так и в духовной жизни. Молитва, например, есть дар; но молитвенники являются стоящими на разных степенях молитвы. Так бывает и в деле веры, и в трудах благотворительности, и в подвигах самоотвержения, и во всем. Надо полагать, что это зависит от самого человека. Бог же щедр и готов ущедрять всех без различия, сколько кто вмещает, или сколько кто велику успевает образовать в себе вместимость. – Тут однако ж тайны Божия промышления о всех и о каждом. Ибо все от Бога и природное, а не одно благодатное.

     159) Отец мой доселе делает и Аз делаю, сказал Господь, – конечно, и Дух Святый делает нераздельно с Ними. – Что делают? Ведут мир к последнему его назначению, единому триипостасному Богу ведомому. Как? Посредством дел, назначенных каждой твари. Твари вызываются к бытию, чтоб каждая в своем месте и в свое время сделала свое определенное дело. Деланием каждою тварью своего дела мир движется к своему назначению. Подобие сему оркестр духовой музыки. Разумным тварям надлежит сие сознать, – и всеусердно делать, что кому подобает в своем ему кругу.

     160) Последним концом движения мира можно признать одухотворение его в разумных тварях нравственным порядком, а в прочих – иным неким. Повод так думать подает св. Павел, говоря, что тело наше в будущем веке будет не только нетленно, но некако душевно и даже духовно. Как оно и тогда не будет обособлено от всего концерта бытия, но будет состоять в существенной со всем связи; то надобно заключить, что все будет соображено с ним, то есть не онетленено только, но и одухотворено. – Сие одухотворение мы видим содевающимся в разумных тварях в силу воплощенного домостроительства. Но надо полагать, что оно, в силу того же домостроительства, содевается также и в мире вещественном, – только невидимо; полагать надо так, по беспредельной великости воплощенного домостроительства. Но в конце мира сие невидимое явится видимо, – и все будет одухотворено. Не это ли значит: будет небо ново и земля нова. Этот их вид, что теперь, и состарится и исчезнет.

     161) Поелику первое Божие о человеке определение есть, чтоб он был в живом союзе с Богом, а союз сей выражается, когда кто умом и сердцем живет в Боге, то коль скоро кто стремится к такой жизни и тем паче делается причастным ее в какой-либо мере, о том надо говорить, что он исполняет задачу жизни, для которой введен в течение бытия. – Да сознает сие трудящийся в сем роде жизни и да не смущается, что не делает явно каких-либо дел, особенно важных. Это одно совмещает все дела.

     162) Триипостасный Бог ведет мир к последнему назначению. Как неотложное условие законченности миробытия есть спасение людей; то все попечение Божие на это теперь и устремлено. Только и заботы у Него, чтоб грешных обращать, и обращенных очищать и одухотворять. Для сего все воплощенное домостроительство, для сего ангелы и святые, все силы направлены на это, и все непрерывно действуют в сем роде по Божию мановению. А все – не все спасаются. – Оттого, что Бог никого не неволит. Болящих же какой процент бывает, всякий может судить по процентам, в каких являются совершенные во всех родах.