«Благословение по своему имени происходит от благого слова. Если же
хотите доискиваться, откуда происходит благое слово, где первоначальный
его источник и глубочайший корень его силы, то найдете, по указанию
Божественного мудреца Иоанна, что в начале бе Слово, и Слово бв у Бога, и Бог бе Слово: в Том живот бе, и живот бе свете человеком (Ин. 1, 1, 4).
Поелику человек сотворен по образу Божию, то из сего самого заключить
можно, что и в дар слова он получил нечто по образу творческого Слова
Божия. Святой Иоанн доводит сию мысль до высочайшей степени
знаменательности, когда говорит, что та самая жизнь или сила, которая
есть в Боге Слове, соделалась светом человеков. Внутренний свет человека
проявляет себя в слове.
Итак, поелику Бог Слово рече, и быша, и притом вся добра зело,
– то неудивительно, что и человек, когда он находится в возвышенном
состоянии образа Божия, из полноты веры в Бога Слова, Которого живот бе свет человеком, из глубины благости сердечной изрекает слово, и оно действует, оказывается могущественным, творит благо».
«Мир видел, что слово подобострастных нам человеков в союзе с истиною
боговедения и правдою веры, и вследствие сего в союзе со Словом и Духом
Божиим, владычествовало над природою, исцеляло больных, прогоняло темные
силы, воскрешало мертвых».
«Если Слово Божие, являясь ли открыто в устах человеков, приближенных к
Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит дела чудесные,
некоторым образом подражательные творческим действиям Божества,– то не
менее должно быть понятно и достоверно, что тоже Слово Божие чрез тех же
людей теми же способами изрекает и преподает благословения, некоторым
образом подражательные действиям Божеского Провидения.
Итак, благословлять, в сильнейшем значении сего слова,– значит
простирать действие Божия Слова на творения Божия. Благословляющий есть
благою волею посредствующий между Словом Божиим и творением Божиим. По
сему понятию верховный и всеобщий раздаятель благословений есть Иисус
Христос, Ходатай Бога и человеков, Богочеловек, в Котором Слово плоть бысть.
Вот почему благословение было древнейшею чертою, которою Он означен был еще патриархам, например, Аврааму: благословятся о семени своем ecu языцы земнии (Быт. 22, 18).
Вот почему и Апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человечеству, сказал, что Бог Отец благословил нас всяцех благословением духовным в небесных о Христе (Еф. 1, 3).
Вот почему и (духовные пастыри), преподавая заимственное благословение,
обыкновенно употребляют имя Иисуса Христа в особенности, или в составе
имени Пресвятой Троицы, и крестное знамение Христово.
Священник есть раздаятель благословения по чину благодатного
тайноводства. Еще в первоначальном постановлении о законном священстве
Бог сказал священникам: благословите сыны Израилевы (Чис. 6, 23). И паки о них же: да возложат имя Мое на сыны Израилевы, и Аз (Господь) благословлю я
(Чис. 6, 27). И в Новом Завете, когда Господь повелел Апостолам и
преемникам их служения до скончания века учить, крестить, вообще
тайнодействовать, во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19),
Он положил чрез сие в них силу Своего благословения и дал им власть
преподавать оное. Посему судите, достойно ли внимания благословение
священства. Не о том думать должно, какою рукою или в каком сосуде, но
какой Божественной Лозы духовное вино подается чрез благословение
служителя Христова.
Из преподавателей заимственного благословения родители некоторым образом
естественные посредники между творческим Словом и своими детьми,
поелику некоторым образом довершили над ними дело создания, произведя их
на свет. Вот почему естественно важно и сильно благословение
родительское, особенно же, если благочестием возвышается до силы
благодатной. В сем роде удивительны благословения патриархов. Например,
благословение Сима Иафету: Да распространит Бог Иафета (Быт. 9,
27), теперь после нескольких тысяч лет как сильно еще действует в
потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все
страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы».
Итак, родители должны «благословлять детей своих любящим сердцем и
стараться возвысить силу своего естественного благословения, привлекая
благочестием и верою силу благодатную.
Дети! дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели
прочим наследством, ибо чрез оное по вере можете получить благословение
Отца, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15). Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад» (Сир. 3,8.9).