|
* Крещение Руси как карго-культ * |
17.05.2014
988 год от «рождества христова» – эта дата почитается верующими людьми как особо знаменательная в истории нашей страны: ведь произошло принесение на Русь христианства – «единственно верной» мировой религии. При этом многие очевидные аспекты «крещения Руси», выявляющие его, скажем так, «бутафорский» характер, обычно забываются или замалчиваются: говорить об этом – жёсткое табу в среде верующих.
Зачем крестили Русскую землю?
- Как следует из «Повести временных лет», основным мотивом, подтолкнувшим князя Владимира к тому, чтобы крестить своих подданных, было желание взять в жёны дочь византийского императора. Византия в то время считалась одной из самых сильных и «неприступных» держав, а население Византии было, чуть ли не единственным «цивилизованным» народом, по крайней мере, Европы. Какую-то серьёзную конкуренцию византийцам составляла лишь Киевская Русь, неоднократно вступавшая в военные стычки с Константинополем. Однако аристократичные византийцы, во многом сохранившие древнеримское высокомерие, считали киевлян такими же варварами, как и германцы, кельты, скифы – ведь славяне были язычниками. Впрочем, на первом месте здесь стояла не собственно религиозная, а, скорее, этнокультурная принадлежность.
- Поэтому когда сильный сосед заявил о своём желании посвататься к византийской принцессе, император не отказал, однако поставил условие – Владимир должен произвести обряд крещения в своей стране. И предприимчивый князь согласился. Крещение он провёл в предельно сжатые сроки. Источники свидетельствуют, что население Киева не понимало сути того, что творилось в дни крещенского обряда: дружина князя загоняла народ в Днепр насильно, наспех приглашённые греческие христианские жрецы («священники») читали на своём языке непонятные молитвы и обливали людей водой, неизвестно для чего.
- Князь добился своего: представители Константинополя своими глазами видели пышный обряд принятия христианства, византийские архитекторы возводили первые христианские храмы и соборы, а как таковая суть новой веры, осталась русским людям неведома: даже спустя столетия русский народ оставался, по сути, язычником, в той или иной форме почитая старых богов и сохраняя древние представления о мире и ритуалы, которым всего лишь внешне придавали христианский облик. Так сложилось «русское православие», отличающееся не только от католической веры, но и от византийского православия.
|
|