Еще в далеком 16-том веке Иван Грозный послал в Астрахань Кирилла, который был в сане игумена. Кирилл отправился в край с указанием обустроить монастырь. Если точнее, то случилось это в 1568-ом году. Именно эта дата и является начальной в истории астраханского Троицкого монастыря. Уже через пять лет игумен закончил обустройство храма Живоначальной Троицы, а с ней и 12-ти келий, погреба, и поварни. Все было построено с дерева. Но уже в 1576-том году Кирилл умер, успев до своей смерти построить еще 2 храма.
От дерева к камню
На замену ему был прислан новый игумен, который носил имя Феодосий. Ему не понравилось то, что каждая постройка монастыря была из дерева. Оно и не странно, ведь малейшая искра могла привести к пожару, который превратил бы весь комплекс в пепелище. Поэтому он решил придать монастырю каменного вида. Постройка нового каменного Троицкого собора была окончена в 1603 году. Он же курировал постройку колокольни, храма посвященного Николаю Чудотворцу и еще один храмовый комплекс.
Введенская церковь, вместе с палатами для трапезы, начала строиться при новом игумене Ионе, в 1606-ом году. Она тоже была выполнена из камня. Эта постройка находилась в западной части комплекса. В общих чертах уже тогда можно было узнать современный астраханский монастырь. Но в строк «сдать» Введенскую церковь не удалось. Строительство пришлось отложить, поскольку наступили Смутные времена. Лишь через 14 лет после начала строительства, церковь была закончена.
Большой пожар
1623 год стал весьма печальным в истории молодого монастыря. Большой пожар причинил большой вред всему комплексу. Практически все деревянные постройки сгорели дотла. Немного меньше пострадали каменные постройки. Фактически в них выгорело покрытие. Стены же и внутреннее пространство было сохранено в целости. Но множество икон и богослужебных книг было утрачено. Полностью уцелели лишь братские кельи в количестве пяти штук и храм Входа Господня в Иерусалим. Но игумен Рафаил приложил максимум усилий для возобновления священного места. Его стараниями большинство построек комплекса были отремонтированы или построены с нуля.
Сократилось после восстановления число служб в стенах монастыря. Но причина этого таилась в мирских делах. Рафаил не смог получить разрешения астраханского воеводы соорудить больницу монастыря на том месте, где она располагалась прежде. У него воеводы были существенные причины для запрета. Ведь недалеко находились склады с порохом. Поэтому больница была вынесена за границы города и обустроена на месте монастырских огородов.
В таком состоянии обитель продержалась до самого конца 17 века. Никаких значимых изменений за все это время в него внесено не было. Только была разобрана Никольская церковь и построено две небольшие колокольни. Но время подвластно над всем. Даже над камнем. К концу 17 века Троицкий собор потерял свой прежний вид и стал опасным для проведения служб. Но игуменом Рувимом было получено разрешение на его разбор. На том же месте вскоре возвели новый храм. Уже в 1700 году одноименная новая постройка была освящена.
Конец процветания и начало упадка
В это время монастырь переживал свои самые лучшие годы. Но они начали уходить в лету уже в начале восемнадцатого века. Уже в октябре 1700 года его приписали к Троице-Сергиевой Лавре. Лишь небольшая часть когда-то большой братии осталась непосредственно в монастыре. Учитывая его размеры и то хозяйство, за которым его членам приходилось присматривать, не удивительно, что удавалось это оставшимся монахам с трудом. Постепенно монастырское богатство начало приходить в упадок.
1764 стал годом изменений для Троицкого монастыря. Он оказался в епархиальном управлении. Но вмешался губернатор Астрахани, Бекетов. Благодаря его вмешательству императрица Екатерина отдала постройки монастыря под ведомство губернатора. Он использовал их как местную гарнизонную школу. Но губернатором правили и корыстные убеждения. Ведь монастырь, несмотря на упадок, сохранял в своем владении множество садов, угодий, амбаров и лавок. Всему этому у губернатора нашлось личное применение. Это послужило началом самой черной полосы в истории монастыря. Ситуация была настолько критической, что на кону стоял вопрос выживания обители.
Разобранный, но живой
Вплоть до 1785 года обитель служила местом для гарнизонной школы. Здесь же было месторасположения типографии, госпиталя и банковской конторы. Когда гарнизонную школу закрыли, помещения монастыря перешли под контроль Приказа Общественного Призрения в Астрахани. Так как данное ведомство не нуждалось в большом количестве зданий, то большая часть монастырских помещений была отдана на слом. Кирпичи из строений обители пошли на Главное Народное Училище. Только 2 храма остались в сохранности. И то, сохранились они лишь потому, что под ними находились кладовые для сбережения денег.
Но, в конце концов, и Троицкий и Введенский храмы было решено разобрать. Еще в 1806-том году губернатор области Тенишев обращался к министру по внутренним дворам с предложением по снесению построек. Так как они портили внешний облик города. Из кирпича, с которого построены храмы, планировалось соорудить казармы. И все же такая участь обошла стороной строения. Благодаря архиепископу Анастасию постройки были сохранены. Он же добился перевода того, что осталось от когда-то великого монастыря в ведомство епархии. Случилось это в 1807 году.
Советская эпоха
После прихода к власти большевиков, храм был закрыт вплоть до 1920 года. В этом году его снова вернули в ведение церкви. Но службы в нем были редким явлением. Лишь восемь лет поработал монастырь. Уже 1928 год стал весьма печальным в его истории. Обитель снова была отобрана в монахов. Его разграбили, иконы и другую утварь разломали или спалили. И только в 1970-ых на территории монастыря началась реставрация. Собственно, она длится и сейчас. Стараниями археологов и реставраторов когда-то монастырю будет предан его величественный начальный вид.