Общая идея христианства как такового – «божья воля», распространяемая абсолютно на всё. На протяжении истории христиане различных конфессий сталкивались с существованием и человеческой воли, человеческого творческого потенциала.
1. На Западе борьба идей в этом отношении была ожесточённой, однако рано или поздно священники и богословы признавали право человека на самостоятельность и независимость – в том числе от «сверхъестественных» сил.
2. В восточном христианстве идея о тотальной «божьей воле» была и остаётся жёсткой, различные «послабления» и пересмотры вероучения не носят системного или постоянного характера. И результаты такого миропонимания отражаются на разных сферах человеческой деятельности.
По различным наблюдениям, православным в большей степени свойственны скептические настроения в отношении наук и технологий. Недаром первое в истории силовое сопротивление «господству машин» произошло не в католико-протестантской Европе, а в православной Москве: в XVI веке злоумышленники сожгли типографию русского первопечатника Ивана Фёдорова, в результате чего этот один из образованнейших людей своего времени спешно покинул Московское государство. По свидетельствам очевидцев, организаторами поджога были некие «суеверы».
Психология православных
- Православные достаточно слабо склонны к предпринимательству, виной чему – непринятие рационального мышления.
- Православные гораздо больше средств, чем католики и протестанты, тратят на обряды, ритуалы, священные предметы, иконы и «ладанки», и менее способны решать свои проблемы собственными усилиями: при малейшей трудности они бегут в церковь за «духовным утешением» и поддержкой, а то и вовсе сворачивают деятельность под предлогом того, что «бог не хочет, чтобы я занимался этой деятельностью».
- Отношение к природе и благам цивилизации у православных подчёркнуто потребительское: всё для них (и только для них!) уже создал бог, и попытка создать что-то новое – форменное богохульство и служение дьяволу. Особенно возмущаются образованные медики: православные пациенты требуют, чтобы доктора их лечили по последнему слову науки и техники, и тут же оскорбляют их и поливают грязными словами за то, что они толкуют болезни с материалистической точки зрения. Пользуясь достижениями современной науки, православные непрестанно поносят учёных, врачей, квалифицированных работников, хотя обязаны их тысячекратно благодарить.