Вода, в принципе, играет в нашей жизни серьезнейшую роль. При этом она может обладать и высшим значением – ведь ей свойственны целебные силы, о чем неоднократно упоминается в Священном Писании. Во времена Нового Завета вода служила во благо духовного возрождения человека в новую жизнь – очищенную от грехов и благодатную.
Беседуя с Никодимом, Христос сказал, если кто не родился от Духа и воды, тот не может попасть в Царствие Божие. Сам же Христос, начиная свой путь во служении принял Крещение от Иоанна в водах Иордана. Песнопения службы в четь этого праздника говорят, что Господь даровал роду человеческому очищение водой. К слову, Православная церковь разделяет освящение воды на великое и малое.
Вода, будучи началом жизни и символом суда и смерти, а также средством очищения, становится уникальным религиозным символом, который неразрывно связан с тремя важнейшими акцентами в христианской вере – творением, грехопадением и искуплением. Весь наш мир, вместе с водой как его частью и человеком как его венцом, созданы Богом изначально светлыми и добрыми, благими по всей своей сущности. Но такая же, добрая в своей сути, материя, и стала причиной падения человека, приведя его к греху, рабству и смерти.
Каждый раз при совершении крещения производится великое освящение. Такое же освящение происходит в канун праздника Крещения Господня. Все молитвы, читаемые во время этого празднества, являются торжеством благодарения и хвалы, – это своего рода обращение к Господу от имени всего мира. Рассматривать процесс освящения воды слишком узко, словно какую-то сакрализацию определенное количества вещества не стоит. Из Молитв становится понятно, что основной замысел их авторов, реализованный еще много лет тому назад, заключается в том, чтобы снова предоставить воде возможность стать присутствием или явлением любви и силы Господней в этом мире.
Благодарственные слова, которые произносятся в молитвах великого освящения воды, делают человека свидетелем творения, возвращая его к истокам самой жизни. А тот, кто способен благодарить становится предельно свободным в отношениях с Богом и всем миром.
Помимо великого освящения воды, которое совершается достаточно редко (тем более, что вода после этого таинства далее использоваться не будет), в традициях Церкви есть и малое освящение. Такой чин в большинстве храмов служится достаточно часто. В принципе, основан он на несколько иных идеях освящения и ключевая роль здесь принадлежит погружаемому в саму воду кресту, который становится образом Креста Христова.