У истоков христианской Церкви большинство верующих людей жили в соответствии со Святым Писанием – жили тихой и святой жизнью, соблюдая заповеди и почитая законы Божьи. Однако среди верующих были и такие, кто стремился к высшему подвигу. Пути к нему находили разные: кто-то осознанно отрекался от всего, чем владел и раздавал имущество нуждающимся, а иные верующие принимали обет девства и проводили свои дни в постоянной молитве, ели постную еду, находили путь в воздержании и праведном труде. Ведя такую жизнь, эти люди находились в миру, рядом с остальными. Таких людей называли подвижниками или аскетами.
Быстрое распространение христианства привело к тому, что верующие стали менее строго соблюдать правила духовной жизни. Подвижники и аскеты, не желая оставаться в мире, полном соблазнов, стали покидать поселения и уходить жить в горы или пустынные местности – подальше от людей и мира. Люди стали называть их отшельниками, а со временем, такой образ жизни стал началом монашества (иночества).
Православные, выбирающие путь монашества, соглашаются на добровольное мученичество отречения от мира людского, тем самым они стараются бриблизится к Богу. Они осознанно отказываются от земных интересов, от всего имущества и от мирского имени. Таким образом, монахи развивают в себе силы духовной жизни, идя по пути, который им предлагают духовные руководители.
Цель монаха не в самоограничениях и аскезах. Такой образ жизни является средством к достижению главной цели – высшей духовной жизни. Отказы от мирских интересов, самоотречение способствуют приобретению духовной силы, спасающей душу. Монахи и иноки, совершая молитвы, заступаются перед Богом за весь мир, охраняя его духовно.
Основоположниками монашества и иночества на Руси, стали преподобный Антоний и преподобный Феодосии, спустя некоторое время после принятия христианства на Руси. Первые монахи жили в Киево-Печерском монастыре. С распространением монашества, монастыри, где обитало больше сотни монахов, стали именовать лаврами. Такие лавры и монастыри имеют свой внутренний уклад и распорядок, в соответствии с которым монахи организуют свой быт. Каждому отведена своя роль и обязанность, выполнять определенные работы, называемые, среди монахов послушаниями. Принимать обет монашества вольны как мужчины, так и женщины. Женские монастыри имеют не менее древнюю историю, чем мужские.