Православные верующие, желающие ступить на путь монашества, перед тем, как дать обеты (которые являются невозвратными) должны испытать свои душевные силы искусом. На первом этапе, этих людей в монастыре называют послушниками. Послушники доказывают свое намерение, выполняют определенные испытания, проверяя свою твердость. По истечению времени, выдержавших испытание называют рясофором и облачают в неполное монашеское одеяние – разрешают носить рясу и камилавку. Проводя это время в установленных молитвах, рясофор еще больше утверждается в избранном пути.
Монашество имеет две степени – малый и великий образ. Эти степени еще носят название схим – малая схима и большая схима. Вступление в иночество, для послушника начинается с последования пострижения в малую схиму. Происходит этот обряд во время Литургии, во время которой монах приносит обет одиночества и получает новое имя. Для утверждения твердости своего решения, монах должен три раза протянуть ножницы игумену, который отвергнет их дважды, но примет в третий раз. После чего, игумен пострижет волосы на голове у монаха крестообразно, во имя Пресвятой Троицы. Суть этого обряда в посвящении монаха на служение Богу.
После принятия малой схимы, монах получат одежды и атрибуты, являющиеся символическим воплощением и напоминанием о данных им обетах. Это параманд – небольшого размера плат, на котором изображен Кресс Господний и орудия Его страданий, также это подрясник и пояс. Сверху этих одеяний, монах покрывается манией, а надевает камилавку (или клобук) с наметкой. Монаху даются четки, которые помогают считать молитвы и поклоны. После облачения в одежды, монаху дают в руки крест и свечу, которые он держит, стоя на Литургии до момента Святого Причастия.
Следующим этапом посвящения будет великая схима. Только иноков, прошедших этот обряд можно называть схимниками. Принятие великой схимы сопровождается еще более строгими обетами и второй переменой имени. Облачение монаха так же претерпевает изменений – параманд сменяется особым платом с крестами (аналав), а головным убором становится куколь.
Далее в монастырской иерархии следует игумен. Инок, поставленный в игумены, получает жезл, как знак власти и право законного управления подчиненными (монахами). Далее монах может быть поставлен архимандритом. Возведение в этот чин предусматривает ношение мантии со скрижалями, которые символизируют управление архимандрита монахами согласно заповедям Божиим. Скрижали нашиваются на лицевую часть мантии по два в нижней и верхней части. Атрибутами архимандрита становятся палица и митра. Следующей после архимандрита ступенью может стать наивысшая степень священства – епископ.