Католическая традиция официально разделяет два вида почитаемых праведников – «святые» и «блаженные». Разница между ними только в том, что «святые» совершали при жизни чудеса. Если же биография человека не была украшена всякими сверхъестественными «наворотами» (типа левитации, излечением больных, видений и так далее – список обширен), то его могли записать максимум в «блаженные». После смерти праведника его жизнь тщательно изучается специалистами в рясах, задача которых – обнаружить хотя бы одно чудо; если оно не обнаружено, настоящей святости умершему не видать.
В православии такого разделения не существует: для признания человека святым необходимо лишь, чтобы он вёл праведную жизнь. Понятие это достаточно расплывчатое, кроме того, само же православное учение утверждает, что праведников в принципе не существует: все до единого люди – грешники. Таким образом, признание человека святым предполагает всецело «божье произволение», при котором исследуемому прощаются все прегрешения. Конечно, создаётся биография святого, в которой он выступает примером для подражания; однако основной упор делается не на конкретных жизненных поступках героя, в том числе «сверхъестественного» характера (ведь «и бесы чудеса творят»), а на неустанном служении «праведника» богу – постоянных молитвах, совершении обрядов и ритуалов, неустанном держании поста, скудоумии (которое именуется «духовным размышлением»). В итоге получается результат, обратный заявленному: для признания человека святым чудеса необязательны, однако святым признают лишь того, чья жизнь от начала до конца была сплошным «чудом».
Как писались жития?
И это ещё только теория. На самом деле православные авторы ещё со времён средневековья испытывали гораздо меньший интерес к человеческой личности, чем католические.
- Все жития, по крайней мере – написанные в средневековье, созданы по единому шаблону, и конкретные биографические детали в них минимальны.
- Все поступки героя положительны, а если и есть какие-то «искушения», то с божьей помощью герой их преодолевает; при этом ассортимент «искушений» и «божьих даров» повторяется от одного рассказа к другому.
- Недостаток конкретики компенсируется огромным количеством риторики.
Применяя этот шаблон, можно описать как святого и откровенного негодяя и «беспредельщика». Чем авторы русских житий успешно занимались на протяжении столетий.