Перед совершением самого крещения производится подготовительный обряд. Священник три раза дует на лицо кресаемого. Это – символическое напоминание, что Бог, когда создавал человека, вдунул в него дыхание жизни. Затем священник осеняет крестным знамением лоб и грудь кресаемого в знак того, что на нем теперь поставлена «метка» Христова.
Затем священник читает молитву, держа руку у кресаемого на голове, чтобы Христос ниспослал веру в его сердце. При этом рука, лежащая на голове, является символом руки самого Бога, защищающей человека.
Священник произносит три запрещения, повелевая дьяволу отступить, и совершает молитву об избавлении от нечистого духа.
Крестный, с младенцем на руках, встает лицом на запад, который является символом тьмы, и произносит отречение от сатаны (вместо ребенка, который еще не умеет говорить). Потом он поворачивается на восток (к Господу, свету), ему задается вопросы, а он отвечает, что соединяется с Христом и верит ему.
Затем крестный читает три раза «Символ веры» – краткое содержание всего православного учения, и совершает земной поклон – символ преодоления своей гордыни.
После этого совершается Чин Святого Крещения. Молитвой освящаются елей и вода для Крещения. Освященным елеем помазуется тело человека. Елей символизирует исцеляющее действие Бога, потому что в древнебиблейские времена он применялся, в первую очередь, как лечебное средство. Потом трижды кресаемый погружается священником в воду, затем его облачают в белые одежды под песнопение: «Ризу мне подаждь светлу». Белая одежда символизирует восстановление истинной природы человека, которая была утрачена после грехопадения прародителей. И, эту свою истинную человеческую природу, нужно сохранить чистой в своей земной жизни. На шею новопросвещенного вешается нательный крестик. Этот крест напоминает о христианском долге, о подвиге Христа и его заповедях.
За Крещением следует Таинство Миропомазания. Святым Миром священник помазует крещенного, чтобы освятить его мысли и чувства. Затем совершается шествие вокруг купели, в ходе которого участники Таинства, держа зажженные свечи, три раза обходят купель.
Затем совершаются обряд омовения святого Мира, а также обряд пострижения волос. Смывание Мира является знаком того, что для человека, принявшего Духа Святого, внешние знаки не так важны, как внутренняя вера. В конце всего Таинства произносится отпуст – окончательная молитва.