В шестой субботний день Великого поста Матерь Церковь обращает внимание своих чад на чудо воскрешения Лазаря, которое было совершено Иисусом Христом в преддверии еврейской Пасхи. Эти шесть дней отделяют произошедшее от страданий Спасителя (Евангелие от Иоанна, глава 11, стихи 45-57). Воспоминая о чуде воскрешения Лазаря, молящиеся наставляются в вере в Божественную силу Иисуса Христа, Который смертью смерть попрал в час своего славного Воскресения и тем самым даровал всем «живот вечный» и бессмертие.
Церковь радуется и ликует о дивном деянии и милости Божьей к Лазарю, но и наполняется скорбью о том, что великое чудо стало причиной для зависти иудейского священства и фарисеев, замысливших предать смерти Спасителя. Великое чудо Спасителя, очевидцами которого стало огромное количество людей, прибывших в Иерусалим, чтобы отпраздновать еврейскую Пасху, заставило многих поклониться Господу и уверовать в него.
Но это также послужило причиной для злобы и ненависти иудейских старейшин и священников. Первосвященник Каиафа совместно с Синедрионом вынесли решение арестовать Иисуса Христа при первой возможности. Таким образом, совершенное над четырехдневным Лазарем стало одной из причин ареста Иисуса Христа и скорого предания Его на распятие. Первые христиане в память этого великого чуда положили совершать Богослужение перед Страстной седмицей. Традиция сохранилась до наших дней.
В шестой воскресный день Великого поста православные верующие с благоговением отмечают великий двунадесятый праздник: Вход Господень в Иерусалим. Сей день именуется также Вербным воскресением или Неделею Ваий (вайя – пальмовая ветвь), или Цветоносною. На Всенощном бдении после прочтения Святого Евангелия читается 50-й псалом Давида, без предшествующей ему, как правило, молитвы «Воскресение Христово видевшее…», а затем следует соборное моление освящение посредством святой водой вербы (ваий) или других едва распустившихся веток деревьев. Все присутствующие с трепетом держат в руках ветви, ожидая их освящения. Зажженные свечи и хрупкие вербы становятся символом победы жизни над смертью, возрождения и Воскресения.
Цель Шестой седмицы – подготовить принявших на себя подвиг душевного и телесного воздержания к встрече Господа, где ветви это наши добродетели, еще не до конца окрепшие, но чающие Воскресения Христова, прежде которого идет воспоминание Его святых страстей.