Финский монах, профессор богословия Серафим Сеппеле на протяжении многих лет занимается изучением армянской культуры и истории и имеет ряд публикаций на эту тему, в том числе 500-страничную книгу об армянском искусстве и культуре; он в настоящее время работает над очередной книгой на тему геноцида армян. В интервью веб-ресурсу Panorama.am, отец Серафим говорит о своих работах и его уникальном личном опыте с Арменией, которая, по его словам является последней культурой Ближнего Востока, где старая христианская традиция до сих пор сохранилась, и которую он называет домом своей души.
Редакция: Отец Серафим, вы были вовлечены в арменоведение в течение многих лет и у вас есть ряд книг, написанных о культурных и религиозных вопросах, связанных с Арменией. Как вы, финляндский православный монах впервые заинтересовались Арменией? Какие темы вы изучали в частности?
Я был заинтересован Арменией, до того как я стал православным, но это долгая история. Как молодой студент в 90-х годах, я хотел стать христианином, но я не знал, каким христианин я должен быть. Были десятки различных конфессий в Хельсинки и я посетил все из них. Православная церковь в Киеве была последней в моем списке! До этого я уже посетил армянскую церковь в Стамбуле.
Я изучал востоковедение и семитские языки в Хельсинки, также читал много книг по истории христианства. Я убедился, что христианство по духу – восточная религия и восточные церкви являются ближе всего к оригиналу. Тогда я пошел в Иерусалим и пережил в течение года их всех: сирийские православные, копты, эфиопы и армяне. Я жил в армянском квартале, в крошечной хижине на крыше армянского дома.
Я перевел духовную литературу с сирийского (арамейского) на финский, но я никогда не имел шанса изучать армянский. Тогда я стал православным, и через несколько лет после этого я пошел в монастырь. Монастырские года были очень занятными. Каждый день по 14 часов в церкви и работы, а по ночам я готовил докторскую диссертацию.
Тогда неожиданно я получил работу в университете и церковь благословила меня пойти на это. Только тогда я смог осуществить свою мечту и изучить глубже Армению.
Редакция: Какие интересные открытия вы сделали во время учебы в Армении?
Для меня все армянское выживание от времени предварительного геноцида является откровением высшей красоты. Миниатюры Васпурикана, мелодии дудуки, народные танцы, шараканы, Саят-Нова, ковры Арцах, даже воспоминания о танцах на канате! Я никогда не сталкивался с такой красотой. Объединяя это с историей массовых убийств и кровопролитий, комбинация является абсолютно уникальной.