Эта монархическая формула в последние годы очень популярна у поборников «старосветского» патриотизма. Православие, самодержавие, народность – эти три понятия составляли основу внутренней политики Российской империи. Однако загвоздка в том, что отдельные элементы в этой формуле изначально противоречат друг другу.
- Так, «православие» – это «мировая» религия, доставшаяся русскому народу от европейцев – византийцев. Несмотря на то, что в Византии христианство приобрело монархический характер, и было тесно связано с императорской властью, первоначальное православие было подчёркнуто демократическим. У первых христиан не было отдельной касты священнослужителей – у алтаря поочерёдно стояли все члены общины, включая женщин и маленьких детей; не было жёсткого вероучения – у каждой общины были свои представления об исповедуемой религии; все должности в общине были выборными. Все поздние православные церкви называют себя наследницами той «первобытной» церкви, уверяя, что сохранили её дух и учение в первозданном виде. Как видим, налицо открытая ложь.
- «Самодержавие» – форма организации общества, доставшаяся русичам от азиатов – татаро-монголов. Это примитивная форма правления, при котором правитель наделяется абсолютной властью над телами и душами всех своих подданных. Он имеет право награждать и казнить, не объясняя причин, и действовать, не отчитываясь даже самым близким из своих подданных. Самодержец, по большому счёту, имеет право продать в рабство собственных жену и детей – такой обычай сохранялся до начала ХХ века у кавказских народов, также испытавших в средние века последствия татаро-монгольского нашествия. Самодержавие не равносильно европейскому абсолютизму: европейские монархи опирались на дворян, а в отдельных случаях – и на «третье сословие», и даже на крестьян. Русские самодержцы на их фоне были обычными «беспредельщиками».
Надо выбрать что-то одно
Так что либо «православие» – и тогда всеобщие любовь, равенство и братство между гражданами, либо «самодержавие» – и тогда жёсткое разделение общества на хозяев и бесправных рабов. Но никак не вместе. Примечательно, что русские мыслители XVI века, поднимавшие этот вопрос и призывавшие очистить православное общество от «рабства», объявлялись церковью еретиками, с ними жестоко расправлялись (хотя смертная казнь в отношении них была редкостью, но острог и длительное покаяние были гарантированы каждому).